Одним из популярных нарративов условно патриотической среды в прошедшие годы был миф о существовании какого-то особого «общества потребления», растленного иностранными благами. В противовес этому «обществу потребления» конструировался образ «общества созидания», которое наделялось аскезой и любовью к духовности. И о том, что вместо этого противостояния в России возник новый средний класс, идущий по прежнему пути, высказался известный политолог Александр Сайгин.
Всё чаще обсуждается тема «нового среднего класса» (НСК) — работников оборонной промышленности и семей участников СВО. Намедни встретил одного знакомого брокера из небольшого банка. Говорит, что новый средний класс сделал им неплохой скачок по ипотеке. Теперь ждут их в ценных бумагах. Уповает на «иранскую модель» для биржи.
С другим человеком обсуждали туризм. Стремительный рост турпотока внутри страны обусловлен не только тем, что нашим самолетам проблематично теперь летать в Европу, но и тем, что появились деньги у невыездных. А путешествовать им тоже ох как хочется. Вот и путешествуют по необъятной и начинают аккуратно интересоваться у начальства, не будет ли расширен список стран для выезда.
С потреблением тоже у нового среднего класса всё отлично. Да, пока берут китайский автопром, но у турбопатриотов всё чаще можно встретить рекламу европейских автомобилей с возможностью доставки через дружественные страны.
В общем, если коротко, то с поправкой на имеющиеся условия у нас тут заново нулевые наступили для той группы населения, которую в первые нулевые изрядно обделили по вполне понятным причинам. Теперь они наверстывают. Методика не очень добрая, конечно, но имеем что имеем. Накупят ребята дорогой техники, попьют тыквенного рафа, сгоняют не во Францию и Германию, а на Камчатку и Алтай, а потом их подросшие дети пойдут требовать лучшей жизни на Болотную? Или нет?