В Волгограде появились два лота — о продаже движимого и недвижимого имущества Волгоградской ГРЭС. За два лота, продающихся неделимыми частями, продавец, в роли которого выступает ВолгоГРЭС, хочет получить 193 851 760 рублей.
Первый лот — комплекс недвижимого имущества предприятия. За него просят 175 584 380 рублей. В него входят насосная 1-го подъема на берегу Волги. Камера для учета расхода технической воды, здание камеры уровня, доли в земельных участках, здания, сооружения, распределительные устройства, трансформаторы, газопроводы, и, почему-то — холодильник «Саратов». Движимое имущество станции оценили в 18 миллионов 267 тысяч 380 рублей. В этот лот вошли асфальтированные участки, шкафы, дороги, ограждения, газоанализаторы, дозиметры, самотечные каналы, противотаранные устройства, металлические емкости, водонагреватели и сотовый телефон.
Коммерческий директор Волгоградской ГРЭС Валерий Краснобай рассказал, что имущество продается в рамках банкротства, а в лоты включены лишь те объекты, которые относились к генерации пара, горячей воды и электроэнергии.
— Предприятие «Волгоградская ГРЭС» с 18 декабря 2018 года находится в стадии ликвидации, — пояснил господин Краснобай. — У предприятия — десятки миллионов долгов. Поэтому все, конец славной истории ВолгоГРЭС. Сама станция, вырабатывающая электричество, пар и горячую воду, прекратила свое существование в 2015 году. Котлы потушили, генераторы остановили. В первую очередь потому, что оборудование исчерпало свой ресурс — станция ведь была построена в 1930-м году. Нужно было строить новое, начали, но не закончили. То, что было — исчерпало свой ресурс. Все. Физический износ. Машина больше работать не будет. Поэтому его и распродают. Потому что оно, во-первых, изношено, во-вторых, больше не нужно.
Вместе с тем, по словам Валерия Краснобая, продается именно то имущество и оборудование, которое имело отношение к генерации пара. Оставшееся имущество будет эксплуатировать компания «Волгоградоблэлектро». При этом коллекцию, собранную в музее Волгоградской ГРЭС, по словам коммерческого директора предприятия, все же сохранили.
— Часть коллекции музея предприятия передана в музей-панораму «Сталинградская битва», — заявил Валерий Краснобай, часть — в Краеведческий. Какая-то часть попала в музей завода «Красный октябрь», часть — в какую-то картинную галерею. На улицу ничего не выставлено, все передано в другие коллекции. Бронеколпаки, в частности, переданы в музей-панораму «Сталинградская битва» и часть — в музей, посвященный Прохоровской битве в Белгородской области.
Директор «Музея тепла», заслуженный работник ЖКХ Олег Капустин уверен, что часть оборудования ВолгоГРЭС вполне могла бы занять достойное место в любом музее Волгограда:
— Что тут можно сказать, — размышляет Олег Капустин. — Иваны, родства не помнящие. ВолгоГРЭС, Тракторный завод… Оттуда даже музей вывезли. Все попилено и сдано на металл. Угробили историю. На ВолгоГРЭС я последний раз был в прошлом году, там начинали ломать турбинный цех, а все, что можно было, пустили на металлолом. Даже первую машину, которую смонтировали в 1929 году, а в ноябре 1930 года она дала первый ток. Я предлагал ее аккуратно демонтировать и сохранить, найти ей место на той же ТЭЦ-2. Нет, увы. Попилили и сдали как лом. Даже бронеколпаки сначала пытались продать, но потом все же передали в музеи.
Напомним, строительство СталГРЭС началось по плану ГОЭЛРО в июле 1929 года и шло ударными темпами. В город на Волге ради великой стройки съехались тогда со всех концов страны рабочие, инженеры и техники. Комсомольская организация Сталинграда взяла шефство над строительством ГРЭС. Уже 7 ноября 1930 года заработала первая турбина фирмы «Броун-Вовери» с установленной мощностью 24 МВт. Теплоэлектростанция, которая заняла 30 гектаров земли, была построена в рекордные сроки и такими же рекордными темпами наращивала свою мощность.
В 1996 году начали постепенно останавливать старые угольные котлы из-за их неэффективности. Спустя двадцать лет собственник окончательно забросил дорогостоящие попытки наладить производство электроэнергии с помощью газовых котлов. С тех пор гигантский цех, по сути, стал ржавеющим экспонатом в истории развития российской энергетики.
В 2008 году было принято решение о реконструкции теплоэлектростанции. В 2011 году ВолгоГРЭС назвали важным объектом энергетической системы Волгограда, покрывающим тепловые нагрузки промышленных предприятий и жилого сектора Кировского района, а спустя три года главный потребитель ВолгоГРЭС — завод «Химпром», отчитался о плановой работе по подготовке станции к работе в зимний период.
В 2016 году администрация Волгограда обратилась в суд с требованием признать ВолгоГРЭС банкротом. Также в суд обратились ООО «Концессии водоснабжения» и ФГУП «Ведомственная охрана Министерства энергетики Российской Федерации» (Волгоградский филиал).
В конце 2019 года новые собственники предприятия — ПАО «Волгоградоблэлектро» и ООО «Волгоградоблэлектросбыт» приняли решение о закрытии нерентабельного предприятия, чтобы не наращивать долги, а также об оптимизации всех мощностей Волгоградской ГРЭС. Продолжит работать нынешнее сердце теплоэлектростанции — электросетевая установка, а также главная ценность и главный ресурс станции — открытое распределительное устройство (ОРУ) и центр управления им. Устаревшие цеха и производства, которые простояли без реконструкции и обновления оборудования с 30-х годов прошлого века, решили демонтировать.
После окончания реконструкции и демонтажа отжившая век производственных площадок территория станет лакомым куском для инвесторов, которые уже присматриваются к освобождающейся территории.