Покушения на убийство, расстрел боксера и голова пенсионерки в салоне автомобиля председателя суда — всем этим известен элитный коттеджный поселок «Прибрежный» в Советском районе Волгограда. Он спрятался за высотками плотно застроенного микрорайона Тулака и пятиметровым забором с охраной. Далеко не все волгоградцы знают, что в паре километров от центра областной столицы расположился брат-близнец Латошинки, в то же время многие из его обитателей известны горожанам своей общественной, политической или криминальной жизнью. В этом материале посмотрим, кто живет в домах за десятки миллионов рублей и чем известен элитный коттеджный поселок «Прибрежный».
Царство «лесного короля»
Когда-то на месте элитных коттеджей располагался крупнейший лесопильный завод во всем Царицыне, а его владелец был известен на всю Россию. Уроженец Ростова-на-Дону купец Петр Максимов, унаследовавший от своего отца 50 тысяч рублей, к концу своей жизни превратил их в 5 миллионов. «Лесной король», как его прозвали в стране, славился своей энергичностью и смелыми для того времени бизнес-решениями. Основав в 1881 году лесопильный завод, одним из первых он начал перевозить древесину на баржах, заготавливал лес в соседних регионах, построил электростанцию.
Его наследники — семья младшего брата — продолжили дело Петра, основав компанию «Наследники Максимова». Новые владельцы бизнеса участвовали в благотворительной деятельности, пережили пожар, уничтоживший все лесопилки, хутор Купоросный и нынешнюю Ельшанку (тогда Ольшанку) и восстановили производство.
После революции предприятия национализировали и завод Максимовых превратился в завод имени Куйбышева. Не без проблем, но сооружения пережили Сталинградскую битву. В 1993 году деревообрабатывающий завод приватизировали, после чего в 2000 году он обанкротился.
Весной 2017 года прошли публичные слушания по поводу превращения 77 гектаров заводской земли в территорию устойчивого комплексного развития. Более 400 волгоградцев высказались против застройки территории жилыми зданиями и торгово-развлекательными объектами. В настоящее время здания заводоуправления и котельной завода Максимовых являются объектами культурного наследия, охраняются законом и находятся в частной собственности.
Купеческое место и криминальные разборки
Как Петр Максимов зарабатывал здесь на лесопилке, так и сегодня сотни предпринимателей продолжают его дело, но уже в более широком спектре товаров и услуг. В 90-х на месте завода вырос строительный рынок, который существует до сих пор. А тратят в бывшей Ольшанке не только простые покупатели стройматериалов, но и весьма богатые люди — на дома в элитном коттеджном поселке «Прибрежный».
В начале нулевых рядом с нынешним ЖК «Кокос» и гаражным кооперативом «Куйбышевец» за высоким забором с охраной и видеонаблюдением начали вырастать элитные коттеджи. Площадь поселка — около 110 тысяч квадратных метров или 11 гектаров, а дома в нем одни из самых дорогих во всем Волгограде. По крайней мере, в разные годы рейтинги жилья по заоблачным ценам, которые формировали журналисты и аналитики, регулярно возглавляли строения именно в «Прибрежном». Последнее размещенное в интернете объявление о продаже дома датируется летом 2021 года. Тогда трехэтажное строение готовы были реализовать за 31 миллион рублей. Его фотографий, к сожалению, в объявлении нет, но есть фото домов, которые продавались ранее.
Поселок известен не только своими жителями — бывшими силовиками, чиновниками и бизнесменами — но и историями, которые в нем происходили. 15 февраля 2003 в «Прибрежном» было совершено покушение на бывшего председателя областного арбитражного суда Анатолия Ермолаева. В него было произведено три выстрела из пистолета Макарова с глушителем. Госслужащего госпитализировали с тяжелыми ранениями и прооперировали. Анатолия Ермолаева удалось спасти. Спустя некоторое время он поправился и вышел на работу.
Через несколько лет на всю страну прогремело имя другого высокопоставленного судьи — председателя Волгоградского областного суда Михаила Короткова. Ночью 14 октября 2007 года, примерно в три часа ночи Audi A8, принадлежащий Волгоградскому областному суду и закрепленный за его председателем, на большой скорости совершил наезд на идущую по тротуару 76-летнюю Антонину Ледовских. ДТП произошло в Ворошиловском районе Волгограда недалеко от остановки «Чигиринская». От удара несущегося автомобиля женщину буквально разорвало на куски. Голова погибшей, пробив лобовое стекло, оказалась в салоне.
Как установило следствие, на момент аварии в машине председателя областного суда не было. Был его водитель военнослужащий Худомясов, сидевший на заднем сиденье. За рулем судейской машины сидел сотрудник дорожно-патрульной службы Бушнев, а на переднем сиденье — их общий знакомый. По версии следствия, все трое были пьяны и ехали на скорости, значительно превышающей допустимую. Позже Бушнева осудили и отправили в колонию-поселение на три года.
По данным из ЕГРН, когда-то в «Прибрежном» жил друг известного волгоградского бизнесмена Владимира Кадина, предприниматель и благотворитель Станислав Галкин. Там же он был убит в октябре 2009 года.
— Преступники явно застали его во время тренировки: Галкин, будучи заместителем председателя Волгоградской областной федерации бокса, был одет в спортивные трусы, на руках были боксерские перчатки, — сообщал V1.RU. — Он получил несколько огнестрельных ранений в грудь и живот, а также «контрольный» выстрел в голову.
Позже был задержан один из убийц Станислава Галкина — волжанин Сергей Зрячев. Двое его подельников были объявлены в розыск, а самого Зрячева приговорили к 9 годам колонии строгого режима.
Без криминала, но с большими деньгами и статусом
С частичным уходом из Волгограда разборок в стиле 90-х в домах убитых криминальных авторитетов и скандально известных судей поселились бывшие силовики, действующие и бывшие чиновники, а также крупные бизнесмены.
Так, участком застреленного Станислава Галкина сейчас владеет семья Барковых — по данным из открытых источников, им принадлежат или ранее принадлежали товарный знак и ресторан «Римини», а также товарный знак «СушиВесла». Позже члены семьи переписали часть бизнеса на Евгения Купко — нынешнего владельца сети «Блинберри» и «СушиВесла». Некогда семья владела рестораном «Терраса», которое располагалось возле здания областного суда и администрации Волгограда. К слову, семья Купко купила в поселке участок, которым ранее владела семья экс-губернатора Волгоградской области Сергея Боженова.
Одним из участков в поселке также владеет депутат Волгоградской областной думы IV созыва, крупный бизнесмен Владимир Воронин (либо его полный тезка). Некогда эксперты оценивали его состояние в 52 миллиона долларов. Другим жилищем владеет Юрий Гончаров (либо его полный тезка) — депутат Волгоградской городской думы IV созыва, председатель совета директоров корпорации «Волма». Неподалеку находится дом Татьяны Чаляби (либо ее полной тезки) — соучредителя компании «Волма». Женщина основала пивоварню «Бамберг Бир», которая поставляла пиво в ресторан с созвучным названием, принадлежащий ныне небезызвестной семье Малашкиных. Также она владеет или владела другими юрлицами с различными направлениями деятельности.
Элитная недвижимость в поселке принадлежит бывшему заместителю руководителя УФССП по Волгоградской области, а ныне бизнесмену Эрнесту Велиеву, бывшему сотруднику КГБ, а ныне владельцу оружейного магазина на улице Советской Сергею Будняку, бывшей судье Волгоградского областного суда, а ныне судье первого кассационного суда общей юрисдикции Инне Изоткиной. Несколько лет назад журналисты просили Следственный комитет проверить ее на предмет родственных связей с нотариусом Изоткиным, сотрудничавшим с ООО «Восьмая заповедь», которое зарабатывало на компенсациях по судебным искам к СМИ за нарушения авторских прав.
Среди других жильцов поселка — не местные известные люди, либо их полные тезки. В ЕГРН встречаются имена совладельца компании-провайдера Powernet Игоря Камынина, совладельца ТЦ «Волгино» на строительном рынке микрорайона Тулака Олега Коробова, жены главы Тракторозаводского района Волгограда либо же ее полной тезки. По крайней мере, площадь участка в публичной кадастровой карте и декларации чиновника полностью совпадают.
В выписках встречаются и имена начальника ЦССИ ФСО России по Волгоградской области Юрия Никитина, совладельца торговых сетей «Покупочка» и «ПокупАЛКО» Андрея Пелогейко, бывшего вице-президента федерации бокса Южного федерального округа и полномочного представителя ФБ ЮФО в Волгоградской области Вячеслава Чикова, московских бизнесменов с интересными именами Мохаммадин и Шахуддин Джалауддин, бывшего вице-мэра, а ныне производителя мороженого «Мококо» и акционера Ворошиловского торгового центра Александра Цатурова, а также владельца известной строительной компании «Пересвет-Юг» Алексея Цуканова.
Журналисты V1.RU пытались связаться со многими героями материала, контакты которых были в распоряжении редакции. Однако Андрей Пелогейко оказался в отпуске и не смог ответить на вопрос корреспондентов, как и глава Тракторозаводского района Игорь Романов. Собственница земельного участка, на котором расстреляли Станислава Галкина — Яна Баркова — от общения с журналистами отказалась, сообщив, что ей это неинтересно. Также на звонок редакции не ответил Игорь Камынин.
Владелец известной строительной компании «Пересвет-Юг» Алексей Цуканов утверждает, что в поселке давно искоренили криминальные элементы.
— Несмотря на всю историю этого поселка, лично мне покупать там дом было нестрашно, — признался Алексей Цуканов. — Я приобрел его, когда поселок уже декриминализировали. И весь регион декриминализировали. Я знаю всех тут, у нас никаких подобных личностей не живет здесь.
Что касается бизнесмена Евгения Купко, он не понимает культа прошлого криминального мира, с которым связывают это место.
— Мы покупали недостроенный дом у людей, которые, как потом выяснилось, по слухам, были связаны с дочерью Боженова. Они там, насколько я знаю, никогда не жили. Я с ними никогда не общался. Нам вообще было всё равно, чье это, — утверждает Евгений Купко. — Я молодой предприниматель, приехал с Волжского. Никогда я не был связан с криминальным миром. Местные мне называют Галкина, Кадина, Музраева. Я не понимаю вообще этого, я никогда с ними не общался. Я делаю суши, роллы и блинчики. Соседи обычные старики, ходят, с собаками гуляют. Действующих соседей я тоже почти никого не знаю. Цуканова иногда вижу, но только потому, что наши дети гуляют вместе периодически. Это никакая не волгоградская рублевка. У меня один из соседей ходит деньги занимать. Тут половина за коммуналку не платит.