Сегодня, 28 июня, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор подписал документ о признании иеромонаха Василиска раскольником. Того самого отца Василиска, который много лет спасал раненых птиц и зверей Волгоградской области, того, кого знали тысячи прихожан храмов Волгограда. Уже давно будоражившие общественность слухи о скандалах в епархии и доходящем до самодурства поведении главного религиозного деятеля региона начали обретать под собой реальную почву.
«Все, кто общается с ним, будут изгнаны»
Глава Волгоградской и Камышинской епархии митрополит Феодор признал отца Василиска раскольником и призвал всех прихожан и священнослужителей воздержаться от общения с ним.
— С глубоким сожалением сообщаю об уклонении в раскол иеромонаха Василиска. Согласно приказу от 1 мая 2021 года, иеромонах был запрещен в священнослужении без права преподания благословения и ношения наперсного креста в связи с самовольным оставлением места служения, — сообщается в документе, копия которого есть в распоряжении редакции V1.RU.
18 мая, по данным информационного сообщения, иеромонах Василиск объявил о своей принадлежности к раскольнической организации, называющей себя «Православная Российская Церковь». Теперь, согласно документу, отец Василиск изгнан из церкви, и тех, кто продолжит общение с ним, постигнет та же участь.
«Согласно правилам, вступившие в евхаристическое и молитвенное общение с уклонившимися в раскол подлежат извержению из клира, а монахи и миряне — отлучению от церкви. Иеромонах Василиск не имеет права сам совершать и участвовать в совершении богослужений, Таинств и чинопоследований, ни молиться с кем-то из клира или мирян. Следует помнить, что все, кто будет находиться в молитвенном общении с раскольником, сам становится раскольником и подлежит извержению».
Документ подписан рукой митрополита Феодора.
«Покровский скит — моя жизнь»
Незадолго до этого в редакцию V1.RU обратились волгоградцы, высказавшиеся в поддержку отца Василиска. По словам горожан, подобная ситуация могла произойти с любым из священнослужителей волгоградской епархии, а отец Василиск всего лишь вступился за дело своей жизни — строящийся в Волго-Ахтубинской пойме Покровский скит.
По словам самого Василиска, создавшего в Свято-Духовом монастыре, а затем в Волго-Ахтубинской пойме центр по спасению зверей и птиц, ему действительно пришлось покинуть епархию. Он стал клириком Русской православной зарубежной церкви. Отец Василиск говорит, что сделать это ему пришлось именно из-за разногласий с митрополитом Феодором в отношении строительства скита.
— Я давно лелеял мечту о том, чтобы создать на территории нашей области, епархии такое место. Мы основали небольшой фазанарий, как только о нем узнали люди, нам начали привозить птиц со всей области, да не простых воробушков, а птиц Красной книги, — рассказал отец Василиск. — Я поднял вопрос о создании у нас центра спасения птиц. Владыка Герман позволил мне сделать это и благословил на создание Покровского скита. Мне был выделен участок земли на территории Волго-Ахтубинской поймы. Четыре года я жил здесь, сначала в палатке, потом в келье. Я вывез отсюда тонны мусора. Успел перевезти сюда птиц. Я никогда не забуду лицо владыки Германа, его детское улыбчивое лицо, когда нам выделили 63 гектара земли на эти цели. Он подписал мне бумагу и сказал: «Быть Покровскому скиту».
По словам монаха Василиска, проблемы и разногласия с главой Волгоградской и Камышинской епархии начались из-за разрешения на строительство скита в Волго-Ахтубинской пойме.
— Это было в 2018 году. Тогда на смену отцу Герману пришел Феодор. Я пришел за документом, однако мне сказали о том, что нет никаких документов и подписей, нет никаких разрешений. Владыка Феодор сказал мне, что потерял ее. В итоге позже мне всё же удалось найти этот документ, сейчас он является моей реликвией, — вспоминает отец Василиск. — Позже я начал перевозить животных в Волго-Ахтубинскую пойму и сам туда перебрался.
«Ты раздул пожар!»
По словам священнослужителя, он много лет пытался мириться с тем, что происходило с делом его жизни, не шел на конфликт. Но земли попытались не просто отобрать. От отца Василиска, по его словам, требовали не только отказаться от дела всей его жизни, а собственноручно уничтожить всё, что было построено за три года.
— Я никогда не хотел предпринимать ничего плохого, я не хотел уходить из епархии, но я хочу рассказать людям свою историю. Меня вызвали в епархию и сказали: «Отец Василиск, ты раздул пожар. Ты просто подставляешь нас под прокурорские проверки. Повесил ты на нас эту землю». Я предложил выступить как физическое лицо и забрать землю на себя. А мне ответили, что изъявляют волю светлейшего, что нужно мне весь скит разобрать и вывезти туда, где служил Анатолий Гармаев. Я не представляю, как это можно было сделать. Тогда я выслушал и просто ушел. Мне дали месяц на это. Тогда я просто начал молиться. Я обращался к Господу с просьбой помочь мне определить мой дальнейший путь. Я стал звонить духовникам, спрашивать. Шли дни, и вдруг мне говорят: срочно готовьтесь, завтра у нас будет служить старец Илий. Я пришел на исповедь, сказал батюшке, что собираюсь перейти в РПЦЗ, потому что иного выхода здесь я не видел.
Переход в Русскую православную зарубежную церковь — это отчаянный шаг, перед которым отец Василиск пытался найти менее радикальное решение.
— Я пробовал уйти в другую епархию, но мне ответили, что там уже взяли изгнанного из Волгоградской епархии священника и сказали, что больше скандалов не хотят. Тогда я позвонил в Ейск, где служит владыка Серафим. Ему я также всё объяснил. Вы понимаете, я долго шел к этому решению, взвешивал всё, думал, но меня поставили перед выбором, — рассказал о. Василиск. — Я сказал владыке Серафиму, что я себя не выгораживаю ни в коем случае, потому что совесть моя чиста. За все 16 лет в епархии я не сделал ничего плохого. Владыка Серафим мне ответил, что если всё так серьезно, мне нужно написать прошение. Я его написал. Теперь я клирик Русской православной зарубежной церкви. Священники меня поддержали, поддержали из других городов. Да, были и те, кто называл меня раскольником.
Однако по словам отца Василиска, он не вступал в запрещенные организации и всё так же продолжает служить.
— Я служил во многих храмах, и меня знают очень многие прихожане города, да и не только города. Сколько было поездок в районы, паломнические поездки были, сотни человек привозили мне покалеченных животных, птиц, — рассказал отец Василиск. — Я хотел бы обратиться ко всем, кому я служил священником. Всем, чьих детей я крестил, всем, чьих матерей и отцов мне пришлось отпевать, вы вправе продолжать общаться со мной. Что нас может отвести от любви Божией? Я всегда говорил и буду говорить, что даже если весь мир от вас откажется, если даже друзья станут врагами, знайте, в дубовой роще возле поселка Сахарный всегда вам открыты двери кельи отца Василиска.
Напомним, это уже не первый скандал в Волгоградской епархии. Так, в прошлом году был снят с должности настоятель храма Всех Святых на Мамаевом кургане отец Георгий Лазарев, якобы за то, что сделал замечание министру культуры РФ Ольге Любимовой за отсутствие платка. Священнослужителя серьезно понизили и перевели в более мелкий приход. Та же участь постигла и второго священника храма Вячеслава Патрина.