Известный российский урбанист Илья Варламов 14 июня высказался об «убийстве» электротранспорта в Волгограде в своём блоге.
— Сразу несколько событий произошло в Волгограде за последние несколько недель, связанных с работой электротранспорта, — пишет Илья Варламов. — В конце мая местный центр управления пассажирскими перевозками заинтересовался мнением горожан о троллейбусах — был разработан опрос, в котором варианты ответов почему-то изначально характеризовали этот вид транспорта лишь негативно.
Блогер посвятил своих подписчиков в динамику развития событий.
— В мэрии тогда уточнили, что на основе полученных данных специалисты смогут подготовить рекомендации по улучшению работы городского электротранспорта и повышению качества перевозки пассажиров, — отметил Илья Варламов. — Сам опрос на текущий момент уже закрыт, но, видимо, работа по его итогам только началась. Портал V1.RU обратил внимание, что в опубликованном перечне маршрутов городского электрического транспорта Волгограда на второе полугодие 2020 года отсутствует несколько маршрутов. И если судить по тому, что все последние годы троллейбус в Волгограде планомерно уничтожался, ожидать позитивного развития событий сложно.
Илья Варламов акцентировал внимание на гибели маршрутов электротранспорта.
— В городе убрали трамвайный маршрут № 1, а также троллейбусный маршрут № 10. Пока во всём мире думают об экологии городов, о развитии электротранспорта, в Волгограде, похоже, решили начать его «оптимизацию», — пишет урбанист. — Если говорить конкретно про те маршруты, которые сейчас в городе ликвидировали, то может показаться, что ничего страшного не произошло:
троллейбусный маршрут № 10 убрали, но можно по-прежнему доехать до нужной остановки на других троллейбусах, правда, уже с пересадкой (это в целом нормальная практика, но только в том случае, если в городе удобные остановочные павильоны, хорошо организованы пересадки, а транспорт ходит часто и без перебоев);
с трамвайным маршрутом № 1 история чуть сложнее, но тоже потери не кажутся сильно большими — две остановки («Улица Просвещения» и «Улица Мончегорская») исчезли из маршрутной сети полностью, из-за чего теперь электротранспортом туда добраться невозможно. К слову, городские власти уже пытались два года назад ликвидировать маршрут, тогда в качестве причины называли низкий пассажиропоток.
Можно сказать: «Подумаешь, две остановки пропали — жители могут и прогуляться». Но, во-первых, часто трамваем пользуются именно люди старшего возраста, для которых пройти лишние полкилометра не так просто. Во-вторых, мы сталкиваемся с российской действительностью, которая не всегда предполагает саму возможность прогулки.
Стоит заметить, что и сторонников отмены троллейбусов найти сложно.
Илья Варламов обратил внимание на постепенное «убийство» электротранспорта Волгограда.
— Здесь проблема ещё и в том, что планомерное уничтожение троллейбусов в Волгограде идёт уже не первый год. За них активно взялись еще в 2011 году, когда в городе было 16 маршрутов: троллейбусы списывали, депо закрывали, активно демонтировали контактную сеть, — напоминает урбанист. — В итоге в городе осталось лишь 4 троллейбусных маршрута из 16 и около 200 троллейбусов, что на треть меньше, чем 10 лет назад. К сожалению, в современных реалиях мы часто видим ситуацию, когда после исчезновения муниципальных троллейбусов и трамваев приходят частные перевозчики. Или же мэрия вместо того, чтобы вкладывать деньги в развитие современного транспорта, обновлять подвижной состав, модернизировать бесконтактную сеть, просто заменяет электротранспорт на автобусы.
В очередной раз Илья Варламов напомнил преимущества городского электротранспорта.
— А ведь троллейбус и трамвай — это более экономичные и более экологичные виды городского транспорта, чем автобус. Они соответствуют всем главным принципам развития современного общественного транспорта. Странно видеть, когда города устраняют троллейбусы с трамваями, мотивируя это их низкой популярностью, медлительностью или неповоротливостью, в пользу маршруток, пазиков или автобусов, — считает урбанист. — Во всех современных городах сегодня как раз идет развитие электротранспорта, причем иногда строительство ведется с нуля. Так почему электротранспорт эффективен даже в небольших европейских городах, но в России часто превращается в гробы на колёсах, которые при любом удобном случае власти уничтожают? Почему у нас вечно говорят про низкий пассажиропоток?
Для себя Илья Варламов нашёл ответы на эти вопросы.
— Ответ и прост, и сложен одновременно: система живёт одним годом, поэтому легче и проще купить пару пазиков, чем следить за контактной сетью, рельсами и подстанциями. У большинства городов даже нет документов транспортного планирования, где описывались бы общие цели и шаги на несколько лет вперёд, — высказал мнение урбанист. — Если закупить удобный транспорт, уложить нормальные пути и стрелки, построить удобные остановки и начать возить людей в человеческих условиях, то троллейбус с трамваем смогут даже окупать своё существование — люди пойдут в них и будут с радостью покупать билеты. Это хорошо видно на примере того же «Чижика» в Петербурге. Но для этого нужна долгая системная работа разных департаментов города.
Блогер резюмировал надеждой на возрождение электротранспорта Волгограда.
— Возможно, конечно, администрация Волгограда и даст какое-то логичное объяснение закрытию маршрутов, представит план по обновлению и восстановлению электротранспорта, но пока есть ощущение, что это очередная попытка обмануть горожан, убрав по-тихому несколько маршрутов, — заключил Илья Варламов. — Троллейбусы и трамваи — это современно, экологично и даже выгодно, но для этого нужно постоянно ими заниматься...