Круглые сутки специалисты центра «Безопасный город» следят за состоянием дорог в Волгограде и области. Заторы из-за аварий, снежная блокада — информация о любых происшествиях на магистралях моментально передается в оперативные службы. Как работает современная система мониторинга, рассказали корреспонденты V1.RU.
По словам ведущего инженера Вячеслава Кучерука, на дорогах региона установлено 700 камер наблюдения. С их помощью сотрудники центра отслеживают все пробки и опасные ситуации на дорогах.
— Всего у нас установлено 700 камер, — рассказывает специалист. — Плюс у нас есть оперативная информация от других служб, например, «Яндекса», и мы можем контролировать ситуацию в режиме реального времени. Если мы видим, что возникает затруднение движения, мы можем перейти на камеру перекрестка и посмотреть, так это или не так. Кроме того, мы можем обследовать подъезды к данному перекрестку и посмотреть причины затора. После этого специалист может связаться с соответствующей службой, чтобы она приняла меры к разрешению ситуации. Обычно такие ситуации решаются за 20 минут. Это вполне приемлемый по времени показатель.
Система мониторинга, рассказывают специалисты «Безопасного города», разрабатывалась перед чемпионатом мира по футболу. Первая камера была установлена как раз возле стадиона «Волгоград Арена».
— Мы очень многое отладили на этапе подготовки к чемпионату мира по футболу, — продолжает Вячеслав Кучерук. — Мало кто знает, что мы перешли с уровня обеспечения одного мероприятия на уровень обеспечения Волгограда и Волгоградской области. Сейчас мы расширяем систему. «Умные» светофоры установлены и в Волжском — то есть и там мы можем регулировать движение.
Наращивая мощности, центр может выявлять пробки, а зимой приходить на помощь автомобилистам, рискующим застрять в сугробах. К слову, во время сильного снегопада волгоградцам пришлось задействовать дополнительных сотрудников.
— Основным маркером, который заставляет нас обратить внимание на конкретный участок, являются прежде всего экраны камер. Они делятся на группы по различным критериям, например, по районам или по отдельным местам. Если начинается снегопад, то мы сразу контролируем основные узловые точки — это выезд из города, Городище, улица Героев Тулы, Красноармейский и так далее. Соответственно, у нас эти камеры сгруппированы, и мы, открывая нужную вкладку, можем видеть, есть там движение или нет. Допустим, мы видим по камере, что стоит машина, и начинаем за ней наблюдать. Почему она там стоит, как долго, движется или не движется, может быть, там случилась авария. Если есть камера с другим ракурсом, то мы стараемся посмотреть и с другого ракурса. Если нам не понятно, что с этим автомобилем, то можем открыть архив и посмотреть, как он доехал до этого места, и убедиться, что он здесь стоит просто на светофоре, а не попал в аварию, — объясняет Кучерук.
Помимо мониторинга пробок сотрудники центра могут выявлять и фиксировать нарушения правил дорожного движения.
— Нарушения фиксируются специальными автоматическими комплексами: мы можем их фиксировать и сообщать о них. Система развивается, и планы развития составлены вплоть до 2023 года, — делится планами инженер. — Камер будет больше, светофоров будет больше, мониторинга будет больше, и это уменьшит время реагирования.
Центр «Безопасный город» тесно сотрудничает с сервисом «Яндекс.Карты» и «Яндекс.Транспорт». Российская IT-компания передает сведения о пробках, а центр предоставляет информацию о движении общественного транспорта.
— У нас есть соглашение с компанией «Яндекс», по которому мы взаимодействуем, — рассказывает инженер центра. — Мы передаем им информацию о движении городского пассажирского транспорта для отображения в системе «Яндекс.Транспорт», ведь наши троллейбусы и автобусы оснащены системой «ГЛОНАСС». Мы ведем учет рейсов межмуниципального транспорта. Раньше контролировали и городской, но теперь этим занимается Волгоградский автобусный парк.
По словам начальника регионального центра управления транспортом Андрея Раздрогина, Волгоградская область занимает первые места по развитию системы мониторинга дорожной ситуации.
— Мы являемся одними из первопроходцев в этой технологии, и другие регионы приезжают и перенимают у нас опыт, — рассказывает руководитель — Мы получили федеральную субсидию до 2023 года на развитие интеллектуальной транспортной системы. В рамках этой системы будет увеличено количество управляемых светофоров, комплексов фиксации административных правонарушений, видеонаблюдения, детекторов транспортного потока для автоматизации управления светофорами, а также продолжится развитие системы экологического мониторинга, метеомониторинга.