Многих ли лично вы знаете пилотов? А пилотов-женщин, тем более с четырьмя нашивками на погонах, означающих, что перед вами командир воздушного судна? Нет? Тогда знакомьтесь: Олеся Шелаева, командир самолета Boeing-737–800, пилот авиакомпании «Победа». В пятницу, 25 июня, она доставила 183 пассажира из Санкт-Петербурга в Волгоград.
Над взлетно-посадочной полосой — жаркое марево. Восходящие потоки разогретого воздуха от полосы поднимаются в небо. Самолет кажется небольшой размытой точкой. Вот лайнер всё ближе, уже видны посадочные фары, шасси… Проходит торец полосы, касание, пробег… Оживает рация в машине аэродромной службы: «Вышка — "Победа-517", вам стоянка № 13».
Грациозный бело-голубой лайнер заруливает на стоянку, подкатываются трапы и пассажиры покидают прохладный салон Boeing. Вместе с клиентами выходит и она — хрупкая молодая девушка, которую можно принять скорее за бортпроводника, нежели за пилота, тем более сидящего слева, в кресле командира. Пилот «Победы» Олеся Шелаева. Короткое приветствие:
— Извините, у нас очень мало времени, но я обязательно к вам вернусь, — улыбается Олеся и убегает к топливозаправщику, попутно нежно проведя рукой по носовому обтекателю Boeing. К слову, на обслуживание лайнеров «Победы» в аэропорту Волгограда уходит всего полчаса.
После общения с заправщиком — обязательный послеполетный осмотр. Быстро, но очень внимательно. Не пропуская ничего. Носовая стойка, остекление кабины пилотов, правый двигатель, правая основная стойка, хвост, левая стойка шасси, левый двигатель — всё по инструкции. Ничего не должно ускользнуть от внимательного взгляда пилота. Наконец осмотр закончен, замечаний не выявлено, можно и поговорить.
— Еще в детстве я поняла, что хочу летать, — рассказывает Олеся. — Я сидела в песочнице, смотрела на небо. Там пролетали самолеты, и уже тогда я понимала, что хочу так же летать. Но тогда я еще не совсем понимала механизмы реализации этой мечты. Мне просто хотелось в небо, туда, где летают птицы и самолеты.
После школы Олеся поступила в Краснокутское летное училище. Затем — стажировка в «Победе», кресло второго пилота, экзамены — и вот, наконец, четыре нашивки на погонах и рукавах форменного кителя и фраза: «Вас приветствует командир корабля Олеся Шелаева».
— Олеся, почему именно Boeing? Некоторые считают его больше мужским самолетом, чем Airbus?
— Boeing-737 — сейчас единственный самолет, который дает ощущение пилотирования, управления самолетом. Ни один другой лайнер сейчас этого не позволяет. У Boeing есть штурвал, у него есть возможность всё отключить и именно пилотировать, применить различные режимы набора, снижения. То есть почувствовать себя не оператором, а пилотом. Многие думают, что пилот нажал одну кнопку — и самолет пошел в набор высоты. Нажал другую — начал снижение. Нет. Мы можем творчески подходить к управлению этой машиной даже в автоматических режимах. Плюс пилотирование «на руках» — это дает именно тот кайф, который мы получаем при взаимодействии с Boeing. Для меня это очень важно — летать, чувствовать самолет, чувствовать, что я им управляю и мы летим вместе. Это здорово!
К слову, люди на женщину-пилота реагируют вполне нормально:
— Когда клиенты выходят в аэропорту прилета, то очень многие машут, показывают большой палец, оттопыренный вверх, — рассказывает Олеся. — Главное, чтобы все были счастливы и довольны. Я знаю, что летает очень много аэрофобов, и когда читаю приветственную информацию, стараюсь всем поднять настроение, настроить людей на приятный полет, чтобы клиенты нашей авиакомпании получили удовольствие от полета и не задумывались, кто за штурвалом — мужчина или женщина. Главное — профессионализм, и мы делаем всё максимально возможное, чтобы все были рады, а полет прошел хорошо и безопасно.
Дальнейшую свою судьбу Олеся также связывает с «Победой»:
— Плох тот лейтенант, который не хочет стать генералом, кажется, так звучит пословица, — говорит Олеся. — Очень хочется дальнейшего профессионального роста вместе со своей любимой командой, подниматься вверх, к новым высотам, к новым достижениям. Ведь когда перестаешь профессионально расти — начинаешь деградировать.
А вот переучиваться на другие типы самолетов, в том числе на широкофюзеляжник Boeing-777, Олеся пока не хочет:
— То, что дает Boeing-737, не дает ни один самолет, — говорит Олеся. — И именно на крыльях этой замечательной машины мы полетим дальше, к профессиональным успехам.
Короткая пауза закончилась. К самолету подъехали автобусы с вылетающими в Санкт-Петербург, Олеся спешит на свое рабочее место. Но минутку для фото из окна лайнера всё же нашла.
Еще через несколько минут в эфире послышится ее голос — «Волгоград-вышка, "Победа-518", разрешите занять исполнительный», а еще через пару минут с торца полосы 24 донесется свист турбин двигателей Boeing, выходящих на номинальный режим взлета, и после короткого разбега лайнер оторвется от земли, взяв курс на Санкт-Петербург. Этот полет будет очень приятным, ведь управляют многотонной махиной нежные женские руки командира Олеси Шелаевой.