Комитет информационных технологий Волгоградской области объяснил претензии КСП и ООО «Система», касающиеся работы комплексов фотовидеофиксации на территории региона, а также автоматических весогабаритных постов. Чиновники уверяют: концессионер сам нарушает условия договора, и намерены добиваться справедливости в суде.
Напомним, скандал, связанный с работой комплексов фотовидеофиксации, разгорелся в первые рабочие дни 2022 года. В распоряжении редакции V1.RU оказалось письмо за подписью председателя регионального КСП Игоря Дьяченко на имя председателя комитета информационных технологий Алексея Кидалова. Аудиторы КСП выявили, что инвестиции, которые должен был вложить концессионер, оказались на 24% меньше установленного договором объема инвестиций. Специально созданные четыре программы для ЭВМ, предназначенные для функционирования комплексов, до сих пор не имеют государственной регистрации. Не произведена замена 45 неисправных передвижных камер, в результате чего в 2020–2021 годах работали всего 13–19 треног.
— С сентября 2020 года плата концендента не выплачивается, что существенно увеличивает риски дополнительных расходов областного бюджета на судебные издержки и оплату неустоек, — говорится в письме КСП.
Поставщик комплексов фотовидеофиксации, ООО «Система», где одним из учредителей указан сын умершего от COVID-19 волгоградского священника Вячеслава Жебелева Лаврентий, опроверг претензии чиновников, уверив, что препятствия для развития в Волгоградской области комплексов видеофиксации чинят сами чиновники:
— В мае 2021 года ООО «Система» осуществило дополнительные инвестиции в концессию в размере 117 миллионов рублей, — объясняет бизнесмен. — Однако комитет информационных технологий отказался принимать имущество в виде 45 новых комплексов фотовидеофиксации. ООО «Система» обратилось в суд с требованием принудить комитет информационных технологий принять эти деньги.
Этот иск сейчас рассматривается в Арбитражном суде Волгоградской области. Следующее заседание намечено на 31 января. Документы о государственной регистрации прав на программное обеспечение для комплексов фотовидеофиксации, по словам Лаврентия Жебелева, до сих пор находятся на подписи в администрации Волгоградской области и не подписаны.
В комитете информационных технологий спустя 10 дней после направления письменного запроса также прокомментировали претензии как надзорного ведомства, так и концессионера:
— Одним из механизмов достижения в Волгоградской области целей национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» является реализация концессионного соглашения, направленного на снижение количества дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий за счет повышения дисциплины участников дорожного движения, — говорится в ответе чиновников. — Такое соглашение заключено между Волгоградской областью в лице комитета информационных технологий Волгоградской области и ООО «Система» 26 февраля 2020 года.
Всё решится в судах
Чиновники уверяют: основные условия соглашения предусматривают обязательства концессионера по созданию нового объекта фотовидеофиксации нарушений ПДД, состоящей из 37 стационарных камер, программного обеспечения и средств обработки информации, а также обязательства по замене уже существующих на дорогах Волгоградской области 45 передвижных камер фотовидеофиксации на новые передвижные камеры. При этом с цифрами в руках доказывают эффективность ее работы.
— За 2021 год количество погибших уменьшилось на 21,6%, — уверяют в администрации Волгоградской области. — Количество раненых уменьшилось на 8,3%, количество ДТП уменьшилось на 5,6% по сравнению с 2020 годом.
Право собственности на камеры и сервер, заявляют чиновники, уже приобретены, исключительные права на программы для ЭВМ находятся в стадии регистрации. При этом в комитете информационных технологий уверяют — концессионер всё же нарушает отдельные взятые на себя обязательства:
— Объём инвестиций концессионера в создание новой системы фотовидеофиксации нарушений ПДД составил меньше изначально предусмотренного соглашением объема, — утверждают в администрации региона. — С учетом установленных соглашением условий об ответственности сторон, с концессионера взыскана неустойка в размере 2 260 460,93 рубля. Кроме того, концессионер не выполнил обязательства по замене существующих 45 передвижных камер фотовидеофиксации на новые передвижные камеры, настаивая на замене передвижных камер на стационарные. Данный подход противоречит целям реализации соглашения, поскольку эффективность системы фотовидеофиксации нарушений ПДД достигается посредством одновременного использования как стационарных, так и передвижных комплексов. В связи с отказом концессионера добровольно исполнить обязательства рассматривается вопрос о его понуждении к исполнению указанных обязательств в судебном порядке. Возобновление платы концедента планируется по результатам устранения возникших между сторонами принципиальных разногласий.
Отметим, по данным картотеки арбитражных дел, в Арбитражном суде Волгоградской области действительно находятся четыре дела, где сторонами проходят ООО «Система» и комитет информационных технологий Волгоградской области. ООО выступает в роли истца, комитет администрации — ответчиком.
Мы консультации провели
Что же касается претензий к автоматическим комплексам весогабаритного контроля, то, как заверили в комитете информационных технологий, 10 августа шесть пунктов контроля были переданы Волгоградской области, с 1 января 2021 года комплексы были запущены в эксплуатацию. Однако большой поток тяжелого транспорта, аномальная жара летом и теплая зима спровоцировали сильный износ дорожного покрытия, несмотря на применение современных технологий и материалов для ремонта дорог.
— Большегрузная техника, проходящая посты весогабаритного контроля на минимальной скорости, продавливает разгоряченный на летнем солнце асфальт, образуя нарушения целостности покрытия, — объясняют чиновники. — Зачастую в результате расположенные в дорожном полотне измерительные датчики системы могут показывать ошибочные значения и до устранения указанных неисправностей не подлежат метрологической поверке. В целях обеспечения работоспособности системы и во избежание нелегитимного привлечения владельцев транспортных средств к административной ответственности чиновники провели консультации с дорожниками и экспертами в области строительства дорог, сделали выводы о необходимости реконструкции участков трасс в местах установки массогабаритных комплексов. Эксплуатация комплексов приостановлена до решения вопроса о распределении ответственности и расходов, которые потребуются на приведение участков дорог в надлежащее состояние.