СЕЙЧАС -6°С

«Своих денег нет»: электротранспорт Волгограда отдают в концессии на 25 лет. Рассказываем, что это значит

Чиновник и депутат ответили на главные транспортные вопросы, волнующие горожан

Разбираемся, что ждет общественный электротранспорт Волгограда

Поделиться

Электротранспорт Волгограда отдают в концессии на 25 лет — соответствующий вопрос внесен на рассмотрение городской думы. Депутаты рассмотрят его уже 15 сентября. На вопросы журналиста V1.RU о предстоящем концессионном соглашении ответили заместитель руководителя департамента городского хозяйства администрации Волгограда Сергей Комлев и депутат городской думы Руслан Морозов. Зачем нужен концессионер? Изменится ли стоимость проезда? Что будет с МУП «Метроэлектротранс», его сотрудниками, а также подвижным составом и остальной инфраструктурой? Отвечаем в карточках на главные транспортные вопросы, волнующие горожан.

1

Зачем нужно концессионное соглашение?

Суть этой формы государственно-частного партнерства знакома многим жителям Волгоградской области на примере уличного освещения и водоснабжения, которые тоже отдали в концессии. Муниципальное имущество передается в доверительное управление частным структурам, которые занимаются содержанием и модернизацией инфраструктуры, взамен получая от жителей плату за ресурсы. Но неужели администрация Волгограда не справилась с работой по содержанию и обновлению общественного электротранспорта? Зачем передавать всё это в концессии?

— Почему концессии? На сегодняшний момент рассчитывать на муниципальный или областной бюджет в рамках таких объемов инвестиций в транспортную инфраструктуру без федеральной поддержки невозможно, — сообщил заместитель руководителя департамента городского хозяйства администрации Волгограда Сергей Комлев. — Обязательным условием федеральной поддержки является софинансирование, в том числе и из частных (внебюджетных) капиталов. У нас есть три интересанта — федерация, которая готова оказывать поддержку муниципалитету на развитие электротранспорта, область — субъект и инициатор по предложению частного капитала. Нельзя просто бюджетными деньгами... Их просто нет, не предусматриваются.

Таким образом, у городских и региональных властей нет нужных средств, чтобы вкладывать их в электротранспорт, а чтобы федеральный центр дал деньги — нужен частный инвестор. По словам чиновников, такие условия диктует программа Минтранса.

— Нас не удовлетворяет то, что не нравится горожанам, — уточнил Сергей Комлев. — По отзывам, им не нравится морально устаревший подвижной состав, скорость движения, которая не отвечает современным требованиям электротранспорта. Нам бы хотелось улучшить не только комфорт пассажиров, но и тех, кто живет рядом с инфраструктурой, — снизить шум, вибрацию и другие побочные эффекты.

Поделиться

2

На каких условиях планируется заключить соглашение?

Договор подразумевает передачу инвестору имущественного комплекса МУП «Метроэлектротранс» на время соглашения — 25 лет, а концессионер обещает вложить в него относительно крупную сумму.

По информации источника V1.RU в администрации Волгограда, потенциальный инвестор якобы планирует модернизировать трамвайную инфраструктуру в три этапа, которые планируют выполнить за 12 лет.

Первый этап включает в себя реконструкцию 15 километров одиночного пути линии СТ, 23,7 километра одиночного пути трамвайной линии, 3 трамвайных депо и 22 единицы тяговых подстанций и питающих линий. При этом протяженность указанных километров следует делить минимум на два — в Волгограде трамвайные линии двухпутные.

Во время второго этапа концессионер обещает построить пять километров одиночного пути новых линий СТ — то есть продлить линию скоростного трамвая почти на два километра до Нижнего Тракторного.

В рамках третьего — приобрести 25 трамваев с тремя секциями и тремя моторными тележками, а также модернизировать и капитально восстановить 60 односекционных трамваев.

Для реализации концессионного проекта из федерального бюджета будет безвозмездно выделено 3,6 миллиарда рублей, из бюджета Волгоградской области — 3,1 миллиарда рублей, средства инвестора — 5,2 миллиарда рублей.

Поделиться

3

Кто концессионер?

По словам властей, с инициативой о заключении концессионного соглашения в мэрию обратилось АО «Волгоградоблэлектро».

Последний раз структура раскрывала список аффилированных лиц в марте 2020 года. Судя по ним, 85% доли участия в уставном капитале акционерного общества занимает комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области. А доля обычных акций, которые принадлежат комитету, составляет всего 32%.

Две небольшие доли принадлежат директору Волжских МЭС Сергею Ракитову и директору АО — Александру Воцко. С тех пор общество не раскрывало данные об аффилированных лицах, и их актуальный список неизвестен. Однако депутат гордумы Руслан Морозов 14 сентября заявил, что 85% общества принадлежит Волгоградской области. Кому принадлежат остальные доли — неизвестно.

В списке аффилированных лиц также значится ООО «Светосервис-Волгоград» — концессионер уличного освещения города-героя. Ей владеет бывший губернатор Калининградской области, а ныне крупный бизнесмен Георгий Боос.

Откуда у АО «Волгоградоблэлектро» пять миллиардов для инвестиций в электротранспорт? По данным из открытых источников, чистая прибыль компании за последний год составила 373 миллиона рублей, а за последние шесть лет едва превысила миллиард. Однако на конец 2021 года на балансе фирмы числились 7,9 миллиарда. Через госзакупки общество оказывает услуги по передаче электроэнергии, строит заправки для электроавтомобилей, занимается уличным освещением в районах области и другими видами деятельности.

Поделиться

4

Что изменится в случае заключения соглашения?

По словам властей, в случае заключения концессионного соглашения, имущество МУП «Метроэлектротранс» передадут в доверительное управление АО «Волгоградоблэлектро».

Чиновники уверяют, что контроль за ценами на общественный транспорт останется за муниципалитетом, а инвестор в течение 12 лет проведет модернизацию инфраструктуры. Сам же МУП, вероятнее всего, будет ликвидирован, но его сотрудникам уже пообещали работу.

— МУП «Метроэлектротранс» как юридическое лицо, скорее всего, будет ликвидировано, — сообщил Сергей Комлев. — Все люди, которые на сегодняшний день задействованы в перевозках и обслуживании инфраструктуры, они перейдут, если не изъявят другого желания, в компанию концессионера. Специалисты такого уровня и специализации в городе — штучный товар.

При этом имущество МУПа, как уверяют представители власти, останется в собственности муниципалитета, а последний может в любой момент расторгнуть соглашение.

Поделиться

5

Что с линией СТ-2 и третьей очередью скоростного трамвая?

Несколько лет назад городские власти говорили о продлении линии скоростного трамвая вглубь Советского района, а еще раньше его обещали протянуть даже до Волгоградского государственного университета.

— К 2025 году к отдаленным жилым микрорайонам Дзержинского, Советского, Тракторозаводского районов будут проложены новые трамвайные и электробусные маршруты, — сообщали в администрации Волгограда. — Так, запланировано строительство новой ветки скоростного трамвая до микрорайона Спартановка. Сегодня электротранспорт в этой части города представлен исключительно троллейбусами. Также новые трамвайные пути будут проложены вдоль нового участка дороги по улице Электролесовской — от остановки «Обувная фабрика», где сейчас находится конечная трамвайных маршрутов № 3 и 4, до границы с Кировским районом Волгограда.

Однако, накануне мэрия объявила электронный аукцион с начальной ценой контракта в 63,8 миллиона рублей на инженерные изыскания и подготовку документации для продления линии скоростного трамвая через руины Волгоградского тракторного завода. Выполнять работы будет Волгоградский государственный технический университет. Одной из задач проекта является оптимизация длины участка линии скоростного трамвая с устройством разворотного кольца на улице Михайлова в Тракторозаводском районе. Длина нового участка линии СТ, согласно описанию объекта закупки, составит около 4,2 километра.

14 сентября Сергей Комлев сообщил, что те самые пять километров одиночного пути линии СТ будут проложены в районе территории бывшего Тракторного завода. По словам заместителя руководителя департамента мэрии, ввиду скорого развития запущенной территории, строительства там многоквартирных жилых домов, а также студенческого кампуса, власти посчитали необходимым улучшение транспортной инфраструктуры именно в этом месте.

По поводу модернизации линии СТ-2 в Ворошиловском районе Сергей Комлев сообщил, что она непременно будет, но не уточнил — когда.

— Вся линия скоростного трамвая уходит под модернизацию, — утверждает чиновник. — По подземке тоже запланированы мероприятия — сами станции подлежат реконструкции. Будет замена эскалаторов, аудит путевого хозяйства.

Поделиться

6

А что будет с троллейбусами?

В трех этапах модернизации инфраструктуры городского электротранспорта нет ни слова о троллейбусах. Журналисты спросили у чиновников об их судьбе и получили ответ.

— Инвестиции имеют целевое назначение — модернизация наземного электротранспорта, — утверждает Сергей Комлев. — Они предназначены для модернизации самого тяжелого объема имущества — пути трамвайные и контактная сеть. Троллейбусы также являются частью концессионного соглашения. Их приобретение на сегодняшний момент сделано городом. Они будут являться частью концессионного соглашения. Концессионер в рамках своей деятельности, осуществляя транспортную работу по заказу города, будет осуществлять поддержание в нормальном техническом состоянии, содержать троллейбусы и его контактную сеть.

По словам замруководителя департамента городского хозяйства мэрии, в период 15–20 лет контактную сеть в любом случае нужно будет поддерживать и капитально ремонтировать. Сергей Комлев утверждает, что это заложено в финансовой модели концессионного соглашения, и является обязанностью концессионера, но частью инвестиционной фазы это не является.

— Федеральная поддержка оказывается на трамвай и трамвайную инфраструктуру, — отметил Сергей Комлев. — Что касается операционной деятельности в рамках эксплуатации общего объекта, переданного в доверительное управление концессионеру, подразумевает и необходимость содержать в исправном состоянии и техническую часть в рамках подвижного состава, и контактную сеть. 56 троллейбусов, которые приобретены, они будут являться частью инвестиционного соглашения, мы рассматриваем вариант вне инвестиционной программы также выполнить дальнейшее обновление троллейбусов по другим программам. 56 троллейбусов куплены по программе инфраструктурным бюджетным кредитам. Порядка еще 50 единиц мы постараемся по другой федеральной программе получить.

Отметим: Сергей Комлев не сказал ни слова про возврат ликвидированных маршрутов, таких как маршрут № 18, или создании новых. В проектах документов, что дадут завтра депутатам гордумы, об этом тоже не упоминается.

Поделиться

  • ЛАЙК1
  • СМЕХ2
  • УДИВЛЕНИЕ2
  • ГНЕВ20
  • ПЕЧАЛЬ2
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter