На днях в Волгограде произошла необычная авария: 62-летний волгоградец на «Ленд Крузере Прадо» врезался в фуру, потому что одновременно нажал педали газа и тормоза.
Подвели костыли?
Речь пойдет далеко не об анекдотичной ситуации, когда блондинки путают педали и крушат все на своем пути. Мужчина, находившийся за рулем мощного японского внедорожника, предположительно одновременно нажал две педали из-за аппарата Илизарова, установленного на его ноге. Авария произошла 19 июня на Второй Продольной, напротив телецентра.
«В 16:30 автомобиль «Тойота Ленд Крузер Прадо» под управлением 62-летнего мужчины следовал по улице Рокоссовского в сторону улицы Хиросимы, – рассказали 34auto.ru в отделе пропаганды ГИБДД. Напротив телецентра он не справился с управлением и совершил наезд в припаркованный у обочины грузовой автомобиль ДАФ, принадлежащий 38-летнему мужчине. Пожарный расчет 15-й пожарной части осуществлял деблокирование пострадавшего из автомобиля, оказание первой медицинской помощи и смыв горюче-смазочных материалов. Водитель внедорожника с травмой бедра доставлен в больницу».
Некоторым автомобилистам случившееся показалось попыткой покончить жизнь самоубийством: перед тем, как врезаться в фуру, внедорожник набрал скорость.
«Произошедшее напоминало попытку суицида: вместо того, чтобы тормозить перед стоящей фурой, внедорожник еще и газу прибавил, – рассказывает свидетель аварии Алексей Громов. – Многие люди остановились и бросили свои машины. Кто-то пытался помочь, кто-то просто интересовался, что случилось. Но все были удивлены, когда прибывшие на место сотрудники МЧС вызволили из машины не очередного папенькиного сынка, которому дали погонять на большой машине, и он ее разбил. За рулем находился мужчина лет 65-70, на ноге у которого был закреплен аппарат Илизарова, а из искореженной машины вывалились костыли. То есть человек, который даже передвигался с трудом, сел за руль и повел машину».
«В этот день я направлялся в сторону больничного комплекса и тут услышал сильный удар: на противоположной стороне дороги на треть разбитый «Ленд Крузер» торчал в прицепе фуры, – рассказывает председатель Волгоградского регионального отделения «Движение автомобилистов России» Армен Оганесян. – Удар был очень сильный, и только то, что машина эта оказалась джипом иностранного производства, спасло жизнь этому водителю. Уверен, будь это автомобиль отечественного производства, водитель вряд ли бы выжил. На место оперативно прибыли сотрудники ГИБДД: буквально через две минуты экипажи были на месте, за что спасибо руководству областной и городской ГИБДД. После того, как пожарная машина на тросе вытащила из-под фуры джип, сотрудники МЧС при помощи специальных приборов разорвали водительскую дверь и вытащили водителя, который даже двигаться не мог – был зажат рулевой колонкой. Тут сразу стало ясно, почему случилось ДТП. Мужчина – инвалид с костылями, но самое страшное, у него правая нога зафиксирована в аппарате Илизарова, который на ноге выступает как квадрат со стороной в 30 сантиметров.
Как рассказал сам водитель, он ехал по правому краю проезжей части, увидев припаркованную фуру, он инстинктивно нажал на педаль тормоза, но, в связи с тем, что нога у него была в протезе, получилось так, что он нажал и на педаль акселератора. Таким образом он только усилил удар с грузовиком. Хочется отметить, что несмотря на тонкую струйку неизвестной жидкости, которая лилась из задней части «Тойоты», много автомобилистов остановилось, чтоб помочь пострадавшему. Есть какая-то надежда, что не все потеряно для России и Волгограда в частности».
Эксперты считают, что мужчина вряд ли нажал на две педали разом, и причины аварии кроются совершенно в другом.
«Скорее всего водитель нажал всего одну педаль газа. Либо он хотел объехать фуру по другой полосе и для этого прибавил скорость, но не успел совершить маневр, либо в критической ситуации перепутал педали. Вариант, что при помощи аппарата вместо тормоза был нажат газ, тоже не исключен, – говорит специалист в области безопасности дорожного движения ВолГТУ Дмитрий Комаров. – Если бы он нажал тормоз одновременно с газом, то колеса бы заблокировались, а двигатель заглох. Тем более такая машина, как «Ленд Крузер Прадо», даже в самой просто комплектации оснащена электронными системами безопасности, и они наверняка бы в этом случае сработали бы. Удивляет один единственный факт: зачем человек, будучи в данном физическом состоянии, сел за руль автомобиля? Понятно, что машина – это комфортное средство для передвижения. Понятно, что люди подвергают себя опасности даже тогда, когда в утомленном состоянии после рабочего дня садятся за руль, когда превышают скорость. Но этот случай беспрецедентный. В Волгограде, на моей памяти, подобных ДТП не происходило».
Когда руки заменят ноги
Пункт 2.7 Правил дорожного движения запрещает управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения. Вот только ответственности за это не предусмотрено никакой, в чем, по мнению экспертов, и кроется корень зла.
«Конечно, когда человек передвигается на костылях, в целях собственной же безопасности ему нужно либо воздержаться от вождения, либо ездить на машине с ручным управлением – говорит председатель Волгоградской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Анатолий Пичугин. – Насчет того, можно ли водить машину с аппаратом Илизарова или нет, должен установить лечащий врач. Юридически запретить управлять машиной с аппаратом Илизарова нельзя. Но даже если предположить, что волгоградец захотел бы перевести машину на ручное управление, он столкнулся бы с рядом препон. Во-первых, в Волгограде нет организации, которая бы занималась переводом автомобилей для инвалидов на ручное управление. Во-вторых, даже если захотеть установить ручное управление для «Ленд Крузера», сделать это будет проблематично и дорого. Так, подготовить для инвалида отечественное авто будет стоить в районе 10-12 тысяч рублей. За дорогой внедорожник трудно сказать, кто возьмется и сколько это будет стоить».
Тропой аварийности
Свою роль в данной аварии сыграл и участок дороги, снискавший у волгоградцев дурную славу.
«Будь дорога пошире, возможно, водитель «Тойоты» смог уйти от столкновения, – считает технический эксперт Алексей Зорин. – Данная дорога достаточно узкая и имеет две полосы для движения. Поскольку фура стояла припаркованная в правом ряду, все машины объезжали ее по одному ряду, создавая достаточно плотный поток. И при всем желании объехать было бы сложно, вариант оставался один – тормозить. Но в силу обстоятельств водитель ускорился, чем спровоцировал тяжесть аварии. Думаю, в этом случае мужчина не думал переводить автомобиль на ручное управление, надеясь на выздоровление и дальнейшее стандартное вождение. Нужно было просто оценить свое состояние и воздержаться от самостоятельных поездок. Многие думают, что если в машине коробка «автомат», значит можно расслабиться и управлять авто в любом состоянии. Но в аварии с «Тойотой» показан живой пример того, что АКП не является панацеей».
Другие специалисты также подтверждают, что дорога на данном участке явилась катализатором аварии.
«Этот участок есть и всегда был аварийно-опасным, – уверен Дмитрий Комаров. – Кривая в плане, четыре узкие полосы в обе стороны, отсутствие разделительной полосы провоцируют аварии на участке Второй Продольной. Стоит ли говорить водителям, что здесь нужно соблюдать скоростной режим, чего сейчас не происходит. И стоит ли говорить властям, что организацию движения нужно менять. И то, и другое нужно, но в условиях нынешней волгоградской реальности не выполнить ни одной из указанных вещей».
В ГИБДД считают, что в аварии виноват водитель, а не дорога. Хотя и признают, что в Волгограде нет ни сантиметра дорожного полотна, которое бы соответствовало всем требованиям безопасности.
«Да, участок аварийный, но преимущественно зимой: на спуске водители превышают скорость, сюда добавляем поворот и скользкое покрытие – и вот она, авария, – говорит начальник отделения дорожного надзора ОГИБДД УМВД по Волгограду Марк Соркин. – В целом, у нас все дороги в Волгограде можно назвать аварийно-опасными, ведь они не соответствуют нормативам. Поэтому пенять на дорогу в столкновении «Тойоты» и фуры не стоит – здесь просто человек переоценил свои возможности, не справился с управлением и попал в ДТП».
Фото: Фото предоставлено МРОО «Движение автомобилистов России»