Еще недавно эти автобусы попадались на глаза очень часто. Они возили дачников на участки, жителей пригорода — в город… Даже работали на городских маршрутах. И пропали они с городских дорог в один момент. Словно и не было этих славных тружеников пассажирских перевозок — автобусов с доброй, улыбающейся «мордочкой». Хотя нет-нет, да мелькнет еще в потоке знакомый силуэт сине-белого или красно-белого развозного автобуса какого-нибудь предприятия. И то лишь потому, что его водитель прикипел душой к этой машине, а машина еще на ходу — лишь благодаря заботе водителя. Сегодня в рубрике «На чем ты ездишь» автобус, выпускавшийся в украинском Львове. ЛАЗ-695Н, получивший у шоферов ласковое прозвище «Наташа».
Этот трудяга был выпущен в 1986 году и большую часть своей нелегкой жизни возил пассажиров на маршруте Кинотеатр Юбилейный — рабочий поселок Светлый Яр. В салоне на стекле, отделяющем кабину водителя от салона, до сих пор висят выдержка из правил перевозки пассажиров автомобильным транспортом и схема маршрутов, которые обслуживала автоколонна 1208. Сегодня автобус, списанный с пассажирских перевозок, трудится в автошколе ДОСААФ. Учит курсантов премудростям вождения.
— У меня был точно такой же автобус, только на два года моложе, — рассказывает мастер производственного обучения Виктор Дудкин. — Но он весь сгнил, пришлось поменять. А тут как раз автоколонна распродавала свои старые автобусы. Поехали, выбрали, пригнали, восстановили… Вот уже пять лет курсантов учим.
Незадолго до смены «прописки» автобус прошел капитальный ремонт на одном из волгоградских заводов. Ему переварили раму, заменили сгнившие кузовные панели. Тем самым продлили жизнь машине еще на несколько лет. А опыт инструктора позволил устранить почти все конструктивные огрехи, которые были присущи всем ЛАЗам. Например, всем известная «болячка» — разбитая кулиса КПП, из-за чего водителю приходилось махать рычагом КПП чуть ли не по всему салону. Металлический пруток, сварка, пара часов работы — и рычагом уже не приходится «играть». А вот починить вышедший из строя моторчик печки уже не получится.
В ЛАЗах, сходивших с завода, впереди открывались два лючка для доступа к моторчикам «печки» и дворников. После капремонта на заводе переднюю панель сделали цельной. Подлезть не получается. Но для того, чтобы зимой не потело стекло водителя, слева от руля установлен маленький вентилятор. Эдакий элемент гаражного тюнинга. Зимой гонит воздух на стекло, сгоняя конденсат. А летом — дует на водителя. Ведь никаких кондиционеров в «Наташе», кроме естественной вентиляции, не предусмотрено.
— Трудно, конечно, на нем ездить, — улыбается Виктор Михайлович. — Но я всегда говорю курсантам — смог ездить на ЛАЗе — на любом другом поедешь легко. Коробка здесь механическая, гидроусилителя руля нет. Силу нужно иметь, чтобы войти в поворот, развернуться, выполнить параллельную парковку. Ругаться курсанты не ругаются, но попотеть приходится. Зато все фигуры вождения выполняют.
Время и условия эксплуатации все же наложили отпечаток на облик «Наташи». Хотя, если не присматриваться внимательно, то внешне автобус выглядит бодрячком. А вблизи — там пятнышко ржавчины, там царапина — видимо, курсант не вписался. Но двигатель, коробка, задний мост — вполне еще бодрые. И даже в горку Мамаева кургана пустой автобус выходит достаточно резво для своих лет.
— Машина старая, надежная, но приложения рук требует, — продолжает Виктор Дудкин. — Если с вечера с ней не позанимаешься — утром никуда не поедешь. Там смазать, тут проверить, сюда заглянуть. А как иначе? Вчера вот коробку снимали, сцепление меняли. «Горит» оно часто. Учатся курсанты в гору трогаться — а автобус, считай, восемь тонн весит...
Салон машины сохранился в первозданном виде. Работают даже кнопки, которыми на пригородных маршрутах пассажиры указывали, где им остановиться. Те же знакомые с детства дермантиновые сиденья, те же лязгающие металлические люки в крыше… Те же шторки на окнах, которые зачастую устанавливали сами водители, добиваясь пусть небольшого, но все же комфорта для пассажиров. Вот только частью перегородки, отделяющей место водителя от салона, пришлось пожертвовать. Да установить дополнительные педали на сиденье справа от водителя. Автобус все же учебный. Приходится иногда курсантов поправлять.
А вот запах в салоне остался прежним. Помните его, тот самый запах ЛАЗа? Когда пахнет бензином, разогретым радиатором, немного — табачным дымом и еще чем-то таким, неуловимым, присущим всем старым автомобилям. Может быть, это запах ностальгии, запах тоски по детству, когда старались занять либо самое теплое место, слева сзади, на пятиместном диване, практически над радиатором, либо слева, сразу за передней дверью. А если водитель разрешил сесть рядом — для большинства мальчишек это было настоящим счастьем! Дорога — вот она, перед глазами, убегающая вдаль за большим панорамным стеклом серая лента. Вот он — водитель, вот приборы, кнопочки, тумблеры… И такой привычный рев V-образной «восьмерки» от грузовика ЗиЛ-130, подвывание заднего моста, такого же, который ставили на междугородные «Икарусы», лязганье и пшиканье при открывании дверей. Кажется, можно сесть, закрыть глаза и в тот момент, когда автобус трогается с места, переместиться туда, где родители были здоровыми и молодыми, деревья — большими, а Волга — широкой, как море. Ведь этот автобус из самой лучшей поры — автобус из детства.
— Иногда бывает, приедешь на нем куда-нибудь, привезешь курсантов на праздник, — говорит на прощание Виктор Дудкин. — Смотришь — стучит мужик в дверь: «Можно, спрашивает, сфотографировать автобус твой? 20 лет на таком отработал. Скучаю». Разрешаю, конечно.
Вы купили старый автомобиль и сделали из него «конфетку»? Ваш сосед по гаражу увлекается автотюнингом? Или, может быть, вы сделали из вазовской «четверки» дом на колесах? Считаете, что ваша машина достойна того, чтобы о ней узнали многие? Позвоните или напишите нам на редакционный номер телефона +7 917 840–00–50. Мы также есть во всех соцсетях и мессенджерах.