Еще недавно эти мотоциклы можно было встретить на улицах города. На них работали гаишники и участковые, а если вспомнить старые советские фильмы — и патрульные. Помните, когда в «Бриллиантовой руке» наряд милиции грузил в люльку милицейского «Урала» пьяного прохожего?
А затем они резко исчезли с городских улиц. Судьба большинства этих тяжелых мотоциклов, несущих нелегкую милицейскую службу, незавидна — порезаны и переплавлены. Но все же некоторым удалось сохраниться и попасть в заботливые руки реставраторов. V1.RU нашел полностью оригинальный милицейский мотоцикл, выпущенный на Ирбитском мотоциклетном заводе.
— История именно этого мотоцикла такова, — рассказывает владелец «Урала» Вячеслав Чупинин. — В 1978 году он сошел с конвейера завода и сразу же попал на службу в МВД СССР. Долгое время на нем работали, пока не исчерпали его моторесурс. Затем списали и приговорили к переплавке. Я его нашел у человека, который занимался металлом — ему привезли «Урал» для утилизации, но резать его просто не поднялась рука.
«Урал» долго стоял под открытым небом и когда наконец обрел постоянную «прописку» в гараже у нового владельца, требовал серьезного приложения рук.
— Сложности были в первую очередь с запчастями, — рассказывает историю восстановления мотоцикла Вячеслав. — Если у гражданских версий мотор был мощностью 32 силы, то у милицейских — 36. А значит, немного другие запчасти, которые сложнее найти. Пришлось повозиться и с люлькой — она сильно сгнила. Но сварка, немного шпаклевки, два слоя грунта, краска — и она как новая.
Весь процесс восстановления мотоцикла занял долгих четыре месяца. Но прежде, чем начать разборку и дефектовку, Вячеслав дождался, пока приедут купленные через интернет запасные части. Точнее, даже не запчасти, а оборудование, которое должно быть на оригинальном милицейском мотоцикле — «мигалки», стационарное громкоговорящее устройство, «ревун»… Это все перед тем, как передать мотоцикл в народное хозяйство, снималось и утилизировалось. Найти сейчас эти детали, конечно, можно, вопрос только в цене. И лишь только после того, как долгожданные посылки пришли, начался кропотливый процесс восстановления.
— Вот, к примеру, хромированные ободки на «мигалках», — вспоминает Вячеслав. — Они приехали в не очень удовлетворительном состоянии. Пришлось их отдать на восстановление специалистам. Остатки старого хрома убрали, дырочки запаяли и покрыли новым слоем. Выглядят как новые.
Сборка мотоцикла после всех необходимых реставрационных процедур тоже была вдумчивой и тщательной. Как итог — у мотоцикла работают «мигалки», «ревун» приводится в действие специальной педалью, а по стационарному громкоговорящему устройству вполне можно потребовать от нарушителя прижаться к обочине и остановиться. Все работает так, как будто мотоцикл только что выехал из ворот завода. Даже надписи на люльке и ветровом стекле выполнены по технологиям того времени — краской через трафарет.
Но даже не это самое главное. Главное то, что вместе с мотоциклом Вячеслав собрал всю атрибутику инспектора ГАИ времен СССР. Есть полный комплект формы, хромовые сапоги и краги. Шлем с надписью «ГАИ» был куплен в Брянске. Жезл, который хранится в левом защитном щитке для ног, выточен на токарном станке. А вот свистки, знаменитый «дырокол» и старые «права» с талоном предупреждений — самые настоящие. Нагрудный знак сотрудника ГАИ, повязка дружинника и значок общественного помощника ГАИ — тоже настоящие.
— Помните, раньше вместе с «правами» выдавался такой талон, — рассказывает реставратор. — За нарушение ПДД инспектор делал просечку в документе. Как только свободного места на талоне не оставалось — у злостного нарушителя изымали водительское удостоверение.
С момента окончания реставрации мотоцикл проехал всего три километра и в своей новой жизни пока не видел городских улиц. Но Вячеслав уверен, что действующие сотрудники ГИБДД с уважением отнесутся к старому мотоциклу:
— На такой технике работали в 70–80-х годах, — говорит владелец «Урала». — Современные сотрудники уже не ездили на такой технике, а вот ветераны вспоминают эти мотоциклы с теплотой. Ведь они — часть их жизни. А история МВД — тоже часть истории нашей страны.
Вы купили старый автомобиль и сделали из него «конфетку»? Ваш сосед по гаражу увлекается автотюнингом? Или, может быть, вы сделали из вазовской «четверки» дом на колесах? Считаете, что ваша машина достойна того, чтобы о ней узнали многие? Позвоните или напишите нам на редакционный номер телефона: +7 917 840–00–50. Мы также есть во всех соцсетях и мессенджерах.
V1.RU благодарит за помощь в подготовке материала Волгоградскую областную общественную организацию «Моторы Сталинграда».