18 февраля вторник
СЕЙЧАС +3°С

Полоса неудач: разбираемся, как избежать аварий на летних загородных трассах

Инструкция на примере популярных сценариев происшествий для тех, кто едет на машине за город

Поделиться

С начала года  на волгоградских трассах погибли 14 человек 

С начала года  на волгоградских трассах погибли 14 человек 

В Волгоградской области с начала 2019 года на федеральных трассах из-за выезда на полосу встречного движения произошло 19 крупных ДТП, в которых 14 человек погибли, 28 получили ранения различной степени тяжести. Жители многих, в основном северных, регионов едут транзитом через волгоградский регион в Краснодарский край и, случается, становятся участниками аварий. 23 июля в Дубовском районе в лобовом ДТП с автобусом погибли супруги из Пермского края. Кроссовер пермяков вытолкнул на встречку водитель из Башкирии.

Можно ли было избежать тяжких последствий в этом и в других ДТП на встречке? Разбираемся, что полезно иметь в виду водителям, чтобы снизить риск ДТП на трассе.

Выбирайте меньшее из зол

После того как читатели V1.RU посмотрели видео момента смертельной аварии с пермяками и его разбор, форумы в социальных сетях взорвались схожими комментариями: лучше бы сидевшая за рулем KIA Sportage пермячка ударила помешавшую ей Toyota. И в этом есть здравый смысл.

В таких случаях, конечно, лучше не уходить со своей траектории и бить, как бы это ни звучало, автомобиль-помеху. Тяжесть последствий была бы не сопоставима с лобовым ДТП, и водитель кроссовера была бы права. Другое дело, что Toyota выезжала c полосы разгона и фактически «подпихнула» на встречную полосу пермяков. Скорее всего, водитель KIA Sportage дернула руль рефлекторно. 

Держитесь позади другого автомобиля

Лобовой удар, как правило, принимает на себя одиночная машина или первая из цепочки. Двигаясь позади другого автомобиля, вы снижаете риск получить в лоб от машины, которая совершает опасный обгон.

Но есть два нюанса. Езда за фурой или автобусом ограничивает обзор, что не позволяет заранее оценить обстановку, так что не прижимайтесь вплотную. И вообще соблюдайте дистанцию, чтобы при аварии впереди иметь возможность безопасно остановиться.

Недостаточная дистанция не позволила автору видео избежать столкновения и даже увидеть угрозу, но основной удар приняла машина впереди 
Видео: Top Crashes Everyday / Youtube

Продумывайте, как увернуться

Выходя на обгон, особенно в сложных условиях, всегда думайте о «плане Б» на случай, если что-то пойдёт не так. Оцените ширину проезжей части — сможете ли вы при появлении встречной машины прижаться вправо? Разумно ли уйти на встречную обочину?

Такие варианты нужно просчитывать, но уповать на них не стоит. Например, выезд на встречную обочину — манёвр крайне опасный и годится лишь на случай неизбежности лобового столкновения.

Обгон «паровозиком» опасен. Поздно заметив угрозу, водитель попытался уйти на встречную обочину, но не угадал

И помните, что встречное ДТП — самый безнадёжный сценарий аварии. Уйти в поле или скосить низкорослый лес зачастую предпочтительней, чем встретиться лоб в лоб с фурой.

Прогнозируйте опасности

Опытные автомобилисты чувствуют, когда ситуация усугубляется. Например, вы едете по пустой полосе, и зоны разрешённого и запрещённого обгона сменяют друг друга. Навстречу идёт медленная фура, за которой — вереница машин с раздражёнными водителями. Вполне вероятно, у кого-то из них сдадут нервы и он ринется на обгон из слепой (для вас) зоны грузовика. При таком сценарии, например, неплохо оценить попутную обочину на случай, если придётся уворачиваться. И конечно, будьте готовы тормозить: пункт 10.1 ПДД требует в первую очередь этого.

Разрешённый обгон — не повод обгонять

Отсутствие знака 3.20 «Обгон запрещён» ещё не значит, что обгонять можно. Обгон по умолчанию запрещён на мостах, в опасных поворотах и на пешеходных переходах.

Типичный сценарий слепой аварии на перекрёстке, которую мы анализировали недавно в рубрике «Группа разбора»

Фото: Гордон Фримен / Youtube.com

На нерегулируемых перекрёстках по главной дороге обгон вроде бы не запрещён, но очень часто они имеют фрагменты сплошной линии, запрещающие манёвр на дистанции 40 метров в обе стороны от пересечения. И это неслучайно: обгоняя, например, фуру, вы не видите автомобилиста, выезжающего со второстепенной дороги справа. А он не видит вас.

Обгон «паровозиком» опасен. Поздно заметив угрозу, водитель попытался уйти на встречную обочину, но не угадал

Обращайте внимание на рельеф: иногда в «складках» может укрываться автомобиль. Визуально кажется, будто дорога свободна до самого горизонта, но в низине в 300 метрах от вас прячется встречная машина, которую вы рискуете увидеть в самый последний момент.

О пользе ESP

Аварии на трассах часто возникают из-за заносов. Кстати, в народе бытует мнение, что заносы грозят в основном заднеприводной технике, но это верно лишь отчасти — под избыточным газом она действительно уходит в скольжение задней осью, но при определённых условиях занос развивается и на переднеприводной технике.

Частая причина — слишком резкая попытка вернуться в свою полосу после обгона, особенно совмещённая с торможением или цеплянием обочины.

Водитель поздно заметил опасность, резко ударил по тормозам и в результате заноса влетел в грузовик, который пытался от него увернуться

Системы стабилизации (ESP) эффективно борются с заносами — они умеют независимо подтормаживать разные колеса, подавляя скольжение. При этом слышен характерный хруст и мигает лампочка на панели приборов — если это происходит регулярно, скорректируйте стиль езды, потому что всю работу за вас делает ESP.

Системы стабилизации хорошо гасят скольжение, но не преувеличивайте их возможности: если скорость слишком высока, а манёвр слишком крут, не поможет и ESP.

Не усните за рулём

Сон наступает незаметно. В первые моменты он проявляется кратковременной потерей памяти, когда вы пропускаете целые фрагменты дороги, «внезапно» оказываясь в другом месте. Зевание, слипающиеся глаза, трансовые состояния, фантомные объекты — всё это тоже признаки близкого сна.

Очень похоже, что водитель заснул за рулём или ему стало плохо

Помимо банального совета выспаться, можете использовать собственные рецепты. Кофе и громкая музыка — плохие помощники, а вот разговор с собеседником или еда могут снизить сонливость (сухарики, огурцы, лимон, семечки). Но всё это полумеры: если «рубит» основательно, поспите.

Умейте также распознать автомобиль с заснувшим водителем: его видно по нестандартным, «пьяным» траекториям движения.

Даже двигаясь по каналу из временных ограждений, не расслабляйтесь

Внимательнее на участках с ремонтом дорог

Забывчивость дорожников приучила нас игнорировать временные знаки и разметку, но там, где ремонт в самом деле идёт, соблюдение схемы движения и скоростного режима — это не формальность. Выиграть время на ремонтируемом участке дороги всё равно не удастся, так что старайтесь проезжать его с запасом на ошибку.

Авария на ремонтируемом участке, где ограничена скорость и запрещён обгон

Соблюдайте правила

Самый банальный совет мы оставили напоследок, но именно он, по сути, даёт вам максимальную гарантию безопасности. Включите фары, не грубите со скоростью и не давайте себе морального разрешения обгонять в запрещённых местах — уже эти три пункта снизят вероятность лобового столкновения в разы.

В какие опасные ситуации на трассах вы попадали (можно выбрать несколько)?

    Также помните, что пункт 11.2 ПДД запрещает двойной обгон, но инспекторы ДПС порой придерживаются очень жёсткой трактовки этого понятия.

    Лишению прав за обгоны посвящён один из выпусков нашего проекта «ПДД для бывалых».

    Увидели ошибку или хотите предложить тему? Пишите на auto@iportal.ru.

    оцените материал

    • ЛАЙК0
    • СМЕХ0
    • УДИВЛЕНИЕ0
    • ГНЕВ0
    • ПЕЧАЛЬ0

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Аноним
    26 июл 2019 в 09:40

    Большая проблема, в том, что многие не знают правил создают опасные ситуации на дороге, и при этом думают что они правы. Пытаются первыми заехать на перекресток с круговым движением; при сужении дороги ни кому не уступают, перестраиваются первые, думают что им должны уступать по помехе с права; идут на обгон в слепой зоне, или даже когда видно встречную машину играют с судьбой, идут на опасные маневры; когда перед перекрестком мигает зеленый или желтый, а они еще далековато, набирают скорость чтобы успеть проскочить перекресток и в итоге проскакивают его на красный и т.д.

    Водила
    26 июл 2019 в 15:15

    Основных правил всего три, они просты донельзя:
    1. Нихт клювен клац-клац!
    2. Дай дорогу дураку!
    3. Следуй согласно потока!

    Житель
    26 июл 2019 в 15:11

    Феерический сайт, этот V1. Просто адки феерический. То "свободный маляр" Миша Соломонов, то "карту купи" Рындина, то "мелиоратор" Ульянов! И вишенкой на тортике волгоградского интернета новый "инструктор" по "дорожной вышивке" объявился! Стройте нормальные дороги в стране, а не заставляйте свой народ тошнотить за очередной тихоходкой в одну полосу.