Волгоград больше двух месяцев живет в условиях обязательной проверки QR-кодов. К заведениям, свободным от ковида, присоединяются кафе, рестораны, магазины в торговых центрах. Мы расспросили предпринимателей и представителей торговых центров, как они существуют в пандемию коронавируса, поддерживают ли вакцинированных волгоградцев и как отразилось введение QR-кодов на бизнесе.
Напомним, ужесточение коронавирусных ограничений в части действия QR-кодов вступило в силу в середине октября. Почти сразу же Росздравнадзор объявил охоту на антипрививочников и пропагандистов антиваксерской кампании. Спустя несколько дней после начала тотальной проверки QR-кодов корреспонденты V1.RU пообщались с продавцами ТЦ. Волгоградцы признавались, что порой, помимо агрессии и скандалов, они становятся свидетелями и участниками странных сцен и историй, которые вполне можно было бы собрать в небольшой сборник нелепых ситуаций. Вместе с тем до прошлой недели Волгоград по распространенности вируса был в лидерах по России.
«Не хотим создавать бутылочного горлышка»
Волгоградский предприниматель Константин Кубеков — владелец ресторана Beefy meat and burgers — признаётся, что с первого дня поддерживал вакцинацию, однако сильно перекраивать работу своего коллектива после введения QR-кодов не стал.
— У нас не появилось каких-то новых QR-контролеров, — рассказал владелец ресторана. — Как и до ковида, все организационные моменты у нас берет на себя администратор. Но чтобы не создавать бутылочного горлышка — когда проверяющий только один — и не уменьшать пропускную способность нашего заведения, все официанты у нас присоединяются к проверке QR-кодов. Бывает так, что в течение дня очень мало посетителей заходят к нам, а бывает, что все разом идут, человек 10 сразу, поэтому помочь администратору — задача каждого.
Рестораны и кафе первыми начали работать по новой системе, первыми начали проверять QR-коды.
— Мы в этом плане стараемся поддерживать тех, кто вакцинировался. Когда в нашем торговом центре только открылся пункт вакцинации, мы предлагали акцию — просто дарили десерт каждому привитому. Мы на самом деле — адепты вакцинации, — рассказал предприниматель. — Я и всех знакомых, друзей к этому призываю.
По мнению предпринимателя, введение входа по предъявлению сертификата о прививке от COVID-19 должно быть более масштабным для того, чтобы эта мера могла стать наиболее эффективной.
— Изначально, когда стало известно о том, что нам придется проверять коды, мы подготовились, скачали специальное приложение, но потом уже в процессе выяснилось, что никакого приложения не нужно вовсе. У нас сотрудники проверяют сертификаты просто со своего телефона, — рассказал Константин Кубиков. — Но проблема на самом деле вовсе не в этом, а в том, что нас сделали «ограничителями» для людей. Рестораны и фитнес-клубы были одними из тех мест, куда не пускали непривитых, соответственно, и агрессия шла на нас. Но сейчас и в магазинах требуется эта проверка, и в других общественных местах, мы перестали быть своеобразными ограничителями для людей. Когда подобные решения принимаются массово, когда для тех, кто не хочет прививаться, создается во всех сферах дискомфорт, тогда понятно, что вакцинация нужна не только для того, чтобы посещать развлекательные заведения. А летом получалось, что мы единственные, кто создавал этот дискомфорт. То есть люди а) не вакцинировались, б) не ходили в рестораны. Мы проигрывали во всех сферах.
Часть сотрудников предпринимателю пришлось сократить из-за убыточного года, который прошел под флагом локдауна.
— В самом начале этого режима работы по предъявлению QR-кодов конфликты и правда были, — подтвердил Константин. — Буквально в течение недели все эти конфликты сошли на нет. Сейчас скандалов почти нет. Да, бывало, что нам просто приходилось отказывать людям и разворачивать. Если мы в первые дни отправляли чуть меньше половины всех посетителей, то сейчас один-два человека. Бывало, что приходили профессиональные скандалисты. Мы видели, что человек шел бесцельно по ТЦ, но, увидев наше объявление о кодах, намеренно направлялся к нам, отказываясь нам что-либо показывать. Лучше работать так, по кодам, с ограничениями, но работать. Локдаун прошлого года — это стресс, это падение, это потеря персонала, это тяжело. Мы после него собирали себя по кусочкам, восстанавливались. Вообще я за всё это, за вакцинацию, за коды. Я сам имею медицинское образование, фармацевтическое, и я столько разных мнений слышал о вакцинации, которые, правда, не хотел бы слышать. Сейчас доступ к сознанию людей получили сотни не совсем компетентных представителей общественности. Многие не знают, что такое доказательная медицина, что такое работа с большими данными. Они слишком сильно могут повлиять на сознание людей, которых еще можно было бы вытащить. У меня, в моем кругу, также много антипрививочников, много тех, кто купил сертификаты. Для них, увы, это закончилось трагически.
«После введения QR-кодов мы особо не заметили падения»
Волгоградский предприниматель и владелец бара «Нора» Вячеслав Кузьменко в свою очередь заметил, что если посетителей и стало меньше, то речь не о критичных цифрах.
— После введения QR-кодов мы особо не заметили падения трафика. Наши сотрудники были привиты еще в сентябре, да и посетители оказались достаточно сознательными людьми — большинство наших постоянщиков были привиты еще до того, как прививки стали обязательным требованием. Отсеялась только часть волгоградцев — это те, кто решил до конца избегать вакцинации. Но тут у нас уже особенность аудитории имеет место, поскольку к нам ходят в основном медики, юристы, сотрудники административного звена, — рассказал Вячеслав. — Сейчас я, если говорить честно, уже и не помню, чтобы были конфликты из-за QR-кодов.
Директор Ворошиловского торгового центра Надежда Васильева также рассказала журналистам V1.RU о том, как сейчас устроена работа ТЦ.
— Всё остается так же, — рассказала Надежда Васильева. — Да, руководители торговых центров города обращались в администрацию с просьбой ввести некоторые изменения, послабления, хотя бы в праздники. Сейчас пока положительного решения по нашему запросу не было. Но, насколько я знаю, есть области, где власти всё-таки пошли навстречу бизнесу, к примеру, разрешили подросткам бывать в торговых центрах города без сопровождения взрослых. Во время новогодних каникул это очень актуально.
Еще один предприниматель согласился высказать свое мнение на условиях анонимности. Он рассказал, что, по его мнению, душит бизнес в настоящее время не коронавирус, а бесконечные проверки.
— Если говорить неавторизованно, то я могу сказать, что очень многие уже просто забили болт на проверки, на коды, да на всё. К нам приходят десятки проверяющих. Но из-за того, что предприниматели тоже не дураки и все эти ковидные меры знают уже назубок, проверяющие начинают цепляться буквально за всё. Во время рейда смотрят на алкогольную продукцию, проверяют документы сотрудников, просто как шакалы теперь ходят, лишь бы что-то найти, — поделился владелец одного из популярных заведений города. — Вот от этого мы устали, а люди-то что... Людям тоже отдохнуть хочется, расслабиться, и так уже который год в этом диком ковидном стрессе живем.