По субъективным оценкам жителей Волгограда и других городов России, за последний месяц подорожало всё — и практически вдвое. Так ли это? Почему это произошло и по кому ценовой удар придется больнее всего? На эти вопросы искал ответы известный политолог и политтехнолог Александр Сайгин.
Всё равно цены никто особо до 24 февраля не записывал, потому будем опираться на субъективную оценку людьми происходящего. Собственно, реальность, данная нам в ощущениях, важнее столбцов цифр.
Теперь о выводах.
Как выглядит рейтинг «пострадавших» территорий (от более к менее):
1. Санкт-Петербург.
2. Москва.
3. Окраины и северные территории (Владивосток, городки нефтяников и газовиков).
4. Миллионники в регионах.
5. Города до 500 тысяч населения.
6. Райцентры и деревни.
Питер во многом зависит по логистике от морских поставок и завозов с юга. Москва — крупнейшая по потреблению агломерация и крупнейший логистический центр. Кроме того, это просто территории с доходами населения выше среднего, потому могут себе позволить потребление больше обычного. У северян неплохо с доходами, но там логистические тупики, потому некоторые товарные позиции пропали быстрее, чем их возможно доставить. В миллионниках товары начали пропадать по аналогии с Москвой, но там денег сейчас поменьше. В городах до 500 тысяч потребности не такие большие, и там люди и так имеют какие-то запасы, которые пополняются и опустошаются по принципу стратрезерва. Плюс в этих городках всё получше с натуральным хозяйством, потребности значительно меньше. Там не сильно заметили панику первых трех недель. Не на что было паниковать.
Первый потребительский шок напомнил по воздействию новогодние праздники. Грубо говоря, ритейл перед праздниками создает запас побольше того, на что будет спрос (в том числе для этого нужны маркетологи, да). Поскольку никого ни о чем не предупреждали, то не было задействовано дополнительных мощностей, что в итоге и привело к дефициту сахара, соли (это вообще и смешно, и грустно, учитывая работающую «Бассоль»), гречки. С офисной бумагой и тампонами ситуация интереснее. С первым, действительно, проблемы, которые разрешимы на промежутке трех месяцев, для второго сырье вроде бы есть, но женщины также затарились впрок (что как бы подтверждает гипотезу, что в аналог СССР конкретно женщины готовы отправиться только на словах).
Отдельная боль — это медикаменты. По субъективным ощущениям, в стране колоссальная проблема с щитовидкой у женщин. Если Минздрав ее срочно не начнет решать, то тут возможны сценарии от открытого протеста до стремительного повышения смертности. Аналогично с диабетиками. Некоторые жалуются, что пропали гинекологические препараты и противовоспалительные для детей. Отдельный разговор сейчас должен быть у Минздрава с «Эваларом», который в условиях закрытия iHerb в России (они этого давно добивались на законодательном уровне), мягко говоря, офонарел и повысил цены на некоторые позиции чуть ли не в три раза. Вообще, внезапный монополизм в фармотрасли может серьезно ухудшить ситуацию со смертностью (хотя, наверно, некоторые недалекие умом чиновники скажут, что нация таким образом оздоровится).
Теперь о повышении цен. По субъективным ощущениям респондентов, всё подорожало вдвое. «Всё» — это нерабочая категория. Цены меняются неравномерно и зависят от множества факторов. Например, товар может быть российским, но перебои с поставкой грузовиков и взлет цен на комплектующие (особенно если везет это грузовик иностранный) автоматически подталкивают цену на перевозки. А раз увеличилась цена на перевозки, то и растет цена на товар для конечного потребителя. А если товар из импортного сырья или вообще импортный... А если его сейчас просто нет и то, что на складах — последнее в обозримой перспективе...
Некоторые предприниматели на волне скачка долларового курса заложили в цену имеющихся товаров инфляционные ожидания и дальнейший рост курсов. Не потому, что жадные хапуги, а потому, что если денег они соберут по старым ценам, то и товара закупят вдвое меньше, что может толкнуть цену сильнее. Потому не торопитесь обвинять бизнес во всех смертных грехах. Кто хоть раз занимался чем-то сложнее, чем организация рабочего коллектива больше трех человек, никогда предпринимателей упрекать не будет. Поэтому сильно растут цены на корма, лекарства, те же средства гигиены и прочее. Российские производители зачастую поднимают цены, потому что остаются единственными и пытаются как-то унять ажиотажный спрос (быстро новые мощности не введешь, да и в чем смысл, если завтра спрос упадет ниже февральского?).
Почему торговые сети цены держат, а другие — нет? У них есть доступ к дешевым кредитным деньгам. «Магнит», например, в значительной части принадлежит ВТБ, а ВТБ серьезно интегрирован в госмашину, потому деньги у «Магнита» будут всегда. А тетушка Люсинэ, держащая магазинчик в деревне, может взять в долг только у родственников, если у них у самих будет. Вот у Люсинэ цены и растут быстрее, чем в «Магните».
Будут ли цены падать? По отдельным категориям возможно снижение до 15%. В случае если курс доллара больше не будет повышаться. Кто-то будет сокращать ассортимент или закупки. Но тут вот какая заковыка. В товаре же не только прибыль заложена. Там еще и зарплата работников, которая сейчас сильно потеряла в покупательской способности. Значит, зарплаты надо будет повышать. Но у знакомых предпринимателей за период ковида сложилась интересная ситуация: выручка выросла, а прибыль — сократилась. Сейчас многие предприятия без господдержки или дешевых кредитов встанут перед непростым выбором: учитывать в цене возможные ценовые шоки или прибавить людям зарплату.
Пока на такую блажь решились только предприятия Дерипаски, поднявшие зарплаты работникам на 10%. Но цены-то выросли не менее чем на 50% в среднем. Значит, мы еще будем наблюдать, как что-то будет отваливаться и закрываться — население переходит в режим экономии (заметил по себе и по друзьям). Кто под ударом? В первую очередь общепит среднего сегмента (у богатых всё отлично). Сектор развлечений, сектор еды уровнем повыше (кстати, обратил внимание, что на красную икру цены как раз немного снизились). Немного перераспределятся деньги, высвободившиеся с разных зарубежных подписок (прикинул, что у меня экономия на этих уже недоступных вещах составит примерно 3 тысячи рублей в месяц). Россия на самом деле была достаточно развитой в потребительском плане страной, потому отказ от прежних привычек будет долгим и болезненным. Но реальное влияние удастся оценить не ранее чем через полгода.
Согласны с автором?