В Волгограде умирает «Аллея на Центральном рынке». Отремонтированное и открытое пару лет назад пространство, ориентированное на молодежь, пользуется нулевым спросом как у местных жителей, так и у гостей областной столицы. По словам горожан, обещанные концерты и мероприятия там давно не проводятся, а местный общепит работает себе в убыток. Мы поговорили с экспертами, неравнодушными к знаковым местам Волгограда — маркетологом, архитектором, ресторатором, — и выяснили, что происходит с «Аллеей на Центральном рынке».
Фуд-корт убила пандемия
Напомним, обновленное пространство, пережившее масштабную реконструкцию, открыли в ноябре 2019 года. Но еще задолго до его презентации горожане переживали о будущем исторического места в центре Волгограда. Пока одни хвалили руководство Центрального рынка за находчивость, другие припоминали им фермеров, оставшихся без мест для торговли.
Первое время горожан завлекали новым общепитом, концертами и розыгрышами мобильных телефонов. Какое-то время волгоградцы приходили посмотреть на обновленное пространство, но возвращались туда далеко не все. А за время пандемии территория пришла в практически полное запустение.
Если в любой летний вечер подойти к «Аллее на Центральном рынке», можно увидеть, что волгоградцы отдыхают во всех окружающих кафе и ресторанах, но не на крытом фуд-корте со сценой. В час-пик для общепита — около 21:00 буднего или выходного дня — отдыхающие волгоградцы и гости областной столицы сосредоточены на другой Аллее — Героев.
В отремонтированном овощном корпусе Центрального рынка же сидит один охранник, мимо которого ходят редкие посетители местного туалета. Но в уборной царит ужасный беспорядок — нет ни мыла, ни бумажных салфеток, ни сушилки для рук, а смесители — нет-нет, да вывалятся из раковины. Уровень чистоты пола и сантехники — на таком же уровне.
В самом же фуд-корте — гробовая тишина, сквозь которую изредка пробивается уличный шум и эхо от шагов справивших нужду посетителей. Повара и кассиры местного общепита уткнулись в телефон и просто ждут, когда смена закончится, а большая часть точек и вовсе закрыта. По словам охранника, пространство открыто до 00:00, но многие точки общепита сворачивают работу уже в 20:00–21:00, потому что посетителей нет.
По словам бывшего помощника директора МУП «Центральный рынок» Станислава Анищенко, который приложил руку к продвижению общественного пространства, планы на эту территорию были большие.
— Насколько я помню, основная идея была сделать гастрономический островок в центре Волгограда, — вспоминает Станислав Анищенко. — Причем он должен был состоять из кухонь разных народов мира, чтобы было разнообразие и чтобы это было доступно и для туристов, и для местных жителей. Больше работали на последних. На мой взгляд, этого достичь удалось. Когда мы открывались, практически все павильоны работали. Арендаторов отбирали исходя из предложений. Например, если было два ресторана — тайская и вьетнамская кухня, — мы отказывали кому-то, чтобы не создавать внутреннюю конкуренцию. За образец брали фуд-корты типа «Депо» в Москве, но сильно в подражание не ударялись — Москву и Волгоград тяжело сравнивать. Кроме поесть и попить мы старались организовать какие-то ивенты — приглашали начинающих и профессиональных музыкантов, кавер-группы.
Сам Станислав Анищенко сейчас работает за пределами Волгограда и давно не видел, во что превратилась «Аллея на Центральном рынке», однако считает, что большую роль в этом сыграла пандемия.
— По моему субъективному мнению, главная причина того, что проект забуксовал — это однозначно коронавирус, — утверждает волгоградец. — Потому что открылись и запустились нормально, все началось раскачиваться. Но как только аллея встала на рельсы, начался коронавирус. Ограничения были очень жесткие, и ничего не работало. Если бы не пандемия, пространство бы раскрутилось как следует.
А что, если вернуть рынок?
Рассуждая о причинах провала проекта, известный волгоградский маркетолог Оксана Бабижаева утверждает, что одна из ключевых проблем — идея.
— Однозначно сказать нельзя, к каждому проекту нужен индивидуальный подход. Есть много нюансов, — рассказала волгоградка. — Но я думаю, что как фуд-корт это никогда не заработает. А зачем? Улица работает, потому что на улице можно и на самокате, и на велосипеде мимо проехать, и курить, и веселиться, и много чего. Если бы меня спросили, я бы сделала просто нормальный центральный рынок. Как фудмолл «Депо» в Москве. И он бы работал. Там и выкладка современная, а не как в киосках, и продукты интересные, и тут же тебе это могут приготовить. В районе Советской у нас очень низкая плотность. Активных местных жителей мало, в основном бабушки и дедушки. Молодежи там мало живет. Я тоже там живу, но я уже не тусовщик. Судя по концепции, которую там развернули, расчет на местных не идет. А если говорить для тех, кто подальше — все на машинах, а парковки нормальной нет.
«Нужен человек — вдохновленный руководитель или предприниматель, который бы этим всем занимался»
По мнению Оксаны Бабижаевой, обновленный рынок бы привлекал не только местных жителей, но и гостей Волгограда.
— Если бы был рынок, это еще и туристический потенциал — люди пришли, поглазели, что там местного продается, или не обязательно местного, — уверена Оксана Бабижаева. — Тут волгоградский продукт, тут азербайджанский, тут еще какой-то. То же масло сарептское «Пикантное» — его вообще нигде не продают, кроме аэропорта. А затащили бы его на центральный рынок, было бы другое дело. Подобные пространства в Москве, к примеру, дизайн-завод «Флакон» — они делают повестку. И их арендаторы тоже. А здесь нет контента. У нас как: один магазин с чаем, другой с восточными сладостями, третий — вьетнамская кухня. К тому же туда зайдешь — а там половины товаров нет в наличии. Еще второй этаж зачем-то сделали. Лучше загружать единое пространство, а там ни то, ни другое не доделано. Если бы там хотя бы стендап читали, уже народ бы стягивался.
Частично с мнением Оксаны Бабижаевой согласен политтехнолог, владелец бара Nora Pub Вячеслав Кузьменко.
— Надо понимать, что на Центральном рынке один общепит не может быть точкой притяжения народа, — уверен предприниматель. — Люди туда не поедут ни с Дзержинского, ни с Краснооктябрьского даже. Туда незачем ехать. Самый яркий пример в отношении перестроек рынков — это Центральный рынок в Воронеже, который классно сделали и чуть ли не мрамором выложили. Но дело не только в реновации здания, а больше в месте, куда со всего города можно приехать — там продукция местных производителей чуть ли не с разбивкой по всем районам области, где можно закупиться на всю неделю домой. А ради чего ехать на Центральный рынок Волгограда? Ради общепита? Да его и вокруг полно. А рядом дома-сталинки, где немного народу живет, но в основном старшее поколение, которое не обладает большой покупательской способностью. Поэтому и «СуперМАН» как проект там был не очень удачный, хоть он и по сути единственным магазином в округе был.
Мужчина считает, что, кроме обновленного современного рынка, все остальные идеи на этом месте провалятся.
— Реновацию там провели, это круто и красиво, но это могло бы быть дополнением. Основные функции рынка следовало оставить, — поделился своим мнением Вячеслав Кузьменко. — Представьте, если бы вы приезжали туда, а там большой выбор овощей, фруктов, мясных изделий с разбивкой по районам — тут Кумылженский, тут Среднеахтубинский, тут Ленинский. Вот тогда туда люди бы ехали, потому что в этом есть смысл. Несмотря на хорошие идеи и начинания — сделать красиво, — получился полный провал. Надо было как-то изучать опыт и понимать, что это должно работать, когда оно имеет смысл. А смысла сейчас никакого в существовании этого пространства нет. Вот сейчас «СуперМАН» закрыли, туда заходит какой-то предприниматель из Чечни с обувью, который недолго продержится, как я думаю. А там есть возможность, там огромная площадь, сделали бы там классные ряды, настоящий рынок, привлечь районы области с их производителями. Это было бы центровое место города, куда бы ехали люди со всего города. Это был бы и имиджевый момент для городской власти.
«Скамейки, витражи и мусорки — пространство больше напоминает вокзальный перрон или зал ожидания в аэропорту»
Главный архитектор МАУ «Центр "ВЯЗ"» Дмитрий Селивохин анализирует обновленное пространство с точки зрения пространственных решений. По его мнению, «Аллея» в текущем виде не подходит ни под одно из трендовых направлений современных городских общественных зон.
— Сейчас всё больше появляется таких рынков, которые не рынки, а общественные пространства. Можно взять Даниловский рынок, к примеру. Это такой тренд, когда рынок становится публичным местом, где не только продажи, но еще и городская жизнь, — объясняет Дмитрий Селивохин. — Успешные примеры таких проектов, они представляют собой не площадь, а улицу, наполненную жизнью и шумом. Кухни народов мира, разные закутки, скамеечки, постоянно изменяющиеся пространственные сценарии. Достигается это с помощью зонирования. Если посмотреть на наш рынок — его внутреннее пространство, — ощущение в нем больше официозное. Будто это городская или привокзальная площадь. Выставлены в ряд скамеечки и урны, коридором они ведут к сцене, на полу мощение, вокруг магазины, находиться там вообще не хочется. Будто вокзальный перрон или зал ожидания аэропорта с магазинами и витражами типа Duty Free.
Дмитрий Селивохин утверждает, что современные рынки по визуальному планированию устроены не по линейному принципу, а с использованием постоянного переплетения пространств.
— Идеальным примером может быть фудмолл «Депо» в Москве, — считает архитектор. — Если бы мы поставили в центре рынка какой-то локомотив железнодорожный или другой ключевой объект, с которого бы что-то продавали, а от него расходились влево и вправо переплетения разных зон, которые бы смешивали целевые аудитории. Это тот сценарий, когда можно не только купить что-то, но и просто провести время, с комфортом побыть в городской среде. И это поправимо в случае «Аллеи на Центральном рынке».
По словам эксперта, большую роль в разработке подобных объектов также играют строительные и ивентовые решения.
— Второй момент — это малые архитектурные формы и покрытие. Нужно стараться избегать любых аналогий с уличной средой, — рекомендует Дмитрий Селивохин. — А здесь (кажется, я даже знаю марку этих скамеек) получился какой-то волгоградский сквер. Ну и третий момент — матрица сценариев. Здесь необходимо добавлять какой-то контент — кухни народов мира, фестиваль цветов, встреча осени. Каждую неделю должно что-то происходить. Это повлечет за собой расширение аудитории. Сейчас там нечего делать — проблема в этом. Само здание нормально сделано, просто нужно докрутить. Это вопрос управляющих.