Маленькая артистка в длинном платье с рукавами-«фонариками» сидит на краю деревянной табуретки и играет на трофейном аккордеоне для раненых солдат. Такой волжский скульптор Сергей Щербаков увидел Александру Пахмутову. Девочку, песни которой уже совсем скоро будут петь самые популярные в Советском Союзе музыканты.
Металлический крюк цепляет 300-килограммовую «статуэтку» из бронзы, и миниатюрная фигурка в полиэтилене зависает в воздухе. Рассмотреть знакомые черты музыканта пока невозможно.
— Открыть бюст Александры Николаевны было бы как-то банально, — рассуждает скульптор Сергей Щербаков. — Намного интереснее, на мой взгляд, увидеть человека в самом расцвете. Ощущение, что ты смотришь детские фотографии. Листаешь старый альбом и вспоминаешь. В Саратове мой брат открывал скульптуру Олегу Табакову к его 70-летию — процесс курировал Евгений Миронов. Так вот они тоже сделали необычный ход и вспомнили о первой роли знаменитого актера и основателя Табакерки, который начинал в Саратове. На мой взгляд, получилось интересно!
Отыскав бензин, заправив бензогенератор и на ходу решив еще с десяток технических вопросов, Сергей Щербаков вместе с помощниками просверливает четыре отверстия в постаменте и начинает первую примерку. Прохожие тем временем уже не только снимают весь процесс на камеру, но и шёпотом дают подсказки.
— Как же повезло, что мимо проходили, — щебечут мигом познакомившиеся женщины. — Это ведь скульптура Пахмутовой? Мы документальный фильм смотрели. Знаем, что она из Дубовки. Нет-нет — из Бекетовки.
— В Бекетовской музыкальной школе мне дали списанный немецкий аккордеон 60-х годов, — вспоминает Сергей Щербаков. — От трофейных — более квадратных — он отличается своими пластичными формами, поэтому мне пришлось его немного модернизировать. В Сталинграде Александра Николаевна играла в госпитале на аккордеоне — рояля-то во время войны не было.
Небольшая подгонка, пара ударов молотком — и скульптура юного музыканта с косичками, заплетенными в прическу «корзинка», как влитая сидит на постаменте. Осталось лишь снять запылившийся полиэтилен и показать сбежавшимся зрителям бронзовую фигуру, посвященную Александре Пахмутовой.
— Сейчас скульптура покрыта воском. Потом она немного потускнеет и уже не будет так сильно лосниться, — глядя на свою работу, объясняет волжанин. — Со временем она может немного позеленеть. Таким образом бронза просто защищается от коррозии. Роден вообще держал голубятню и добивался зеленой патины. Как, скажем, сыр с плесенью считается благородным, так и скульптура достигает своей зрелости с таким налетом.
Наконец, самый ожидаемый момент. На маленькой деревянной табуретке, поставленной на входе в новый парк Ворошиловского района, сидит девчонка, в чертах которой угадывается она — знаменитый композитор и женщина, которую поют. Наклонив голову к своему аккордеону, начинающий музыкант наверняка наигрывает мелодии, после которых хочется хотя бы на несколько секунд задержать на губах улыбку.
— Конечно, мне было бы очень интересно познакомиться с Александрой Николаевной, — улыбается скульптор. — Вся эта спешка, сокращение сроков... не хочется, чтобы всё было впустую. Если она приедет в Волгоград, это станет для меня самым большим подарком.
Открытие нового сквера на границе Центрального и Ворошиловского районов, названного именем знаменитого композитора, запланировано на пятницу, 15 ноября. Маскировочную ткань с поблескивающей на солнце скульптуры сорвут в 15:00.
На этой неделе корреспонденты V1.RU рассказывали о том, что волгоградские ландшафтные дизайнеры и дендрологи отказались от привычного сценария и вместо традиционных «карликов» посадили в парке пятиметровые березы и крупные ели. Подробнее — в нашем репортаже.