Сольпуга, или фаланга — невероятно подвижные и прыгучие паукообразные начали массово пугать жителей Волгограда и окрестностей. Зачастую встреча человека и фаланги заканчивается гибелью животного — шокированный встречей человек жестоко убивает вышедшего на охоту пушистого хищника. В свою очередь, знаменитый волгоградский биолог Николай Онистратенко уверяет, что фаланга — это милое создание, которое к тому же еще и не паук.
Сольпуга спасла от икоты
С содроганием и смехом вспоминает свою встречу с фалангой женщина из Светлоярского района.
— Вечером я с сестрой вышла во двор подышать свежим воздухом. Я сижу на лавочке — и как начала икать. Безостановочно и очень мучительно, — рассказала волгоградка Оксана. — Говорю сестре: «Ты умеешь сливать водичку по ножику? Льешь тоненькую струйку на кончик ножичка и говоришь: "Икота, икота, уйди на Федота, с Федота — на Якова, с Якова — на всякого». И даешь эту водичку выпить». Она мне отвечает: "Не знаю такой ерунды!" Мы начали спорить, а икота-то не проходит. Вдруг сестра как начинает кричать! Она и так громкая женщина, но в этот момент подумалось, что стекла в доме вылетят. Вижу, что на стене сидит огромный паук. С испуга я прыгаю в куст роз. Сестра — за мной. А паук как начал метаться с бешеной скоростью.
«Ощущение, что шарик пушистый покатился. Развивает скорость, что лап не видно»
Мы как давай с сестрой визжать, — вспоминает Оксана. — Плюс еще его мохнатые лапы. Бррр… Это был самец, потому что он худенький, а самочка — обычно она побольше и потолще. Вот как я поупитаннее своего мужа. Раза в два примерно. Видимо, паук понял, что с женщинами из Светлого Яра ему точно не справиться, и сбежал. И тут вдруг я поняла: а икота исчезла. Но больше мне так, пожалуйста, не надо таких встреч.
Милые пушистики
В свою очередь, известный волгоградский биолог Николай Онистратенко считает сольпуг невероятно чудными созданиями и не чает в них души. Он вспоминает, что только недавно со студентами на практике пытались приручить одно из таких паукообразных, названное за красоту и милый нрав Фросей.
— Приручаться Фрося, признаюсь, не стала. Мы покормили ее саранчой и выпустили, — сетует научный сотрудник института естественных наук ВолГУ Николай Онистратенко. — Жизнь — борьба. И кто-то кого-то ест. И лучше саранча, чем если бы она съела, например, краснокнижного бражника. Хотя, может быть, она его найдет и съест потом. Реальный мир жесток, это не сказка, где розовые пони кушают радугу и какают бабочками. Экология как раз и учит, что природа мудра, но безжалостна, а законы ее весьма материальны.
Несмотря на провал в приручении фаланги Фроси, биолог с нежностью вспоминает свой опыт наблюдений за фалангами.
— Эти милые создания всегда здесь жили и в детстве мы с ними всегда играли, — вспоминает Николай Онистратенко. — Они потрясающие хищники. Охотятся на тарантулов и каракуртов. Но вообще всех едят: насекомых, пауков, временами занимаются и каннибализмом. Забравшись в гнездо или мышиную нору, съедают приплод. Очень уж они мне нравятся.
«Сольпуги не ведают страха. То есть они реально никого и ничего не боятся. И не имеют чувства насыщения»
По словам Николая Онистратенко, каких только названий нет у этих замечательных животных: их называют сольпугами, фалангами и бихорками. По-английски их называют camel spider — «верблюжий паук» или wind spider — «ветряной паук». Они невероятно быстро бегают и также талантливо прячутся в камнях и траве. Собственного яда не вырабатывают. Но на челюстях у них сохраняются остатки трапезы, которые после укуса могут вызвать нагноение раны. Укус, кстати, у фаланг очень болезненный.
— У меня после укуса нарывало, но не трагично — просто как загрязненная рана, — рассказывает Николай Онистратенко. — Конечно, место укуса надо промыть и забинтовать. А лучше обратиться к врачу — теоретически возможно попадание возбудителей септических инфекций, столбняка или аллергия. Но случаев смерти от укуса фаланги я не помню — животное это неядовито. Да, ее внешний вид и агрессивность вызывают арахнофобию даже у тех, кто ей не страдает. Сольпуги прыгают в высоту свыше метра в атаке и громко пищат — скрипят своими челюстями. За это обычно бихорок убивают. Хотя можно перебороть брезгливость и страх и разойтись с животным. Некоторые даже держат их в террариумах.
Кстати, по словам Николая Онистратенко, фаланги не являются пауками, а их ближайшими родственниками из отряда сольпуги класса паукообразных. В Волгограде они очень распространены, а сейчас стали заметны, потому что выходят на охоту. Не на людей.
— Их находили на ступенях ВолГУ, в квартирах многоэтажек, на детских площадках. Они везде и всегда были в Волгоградской области и Волгограде, — говорит биолог. — Сольпуги по весне просыпаются и начинают ходить и охотиться. В осень дохнут или засыпают. Охотятся чаще всего ночью, но иногда выходят и днем. Вот тогда их обычно и замечают.