Об этом высказался известный биолог из Волгограда, научный сотрудник института естественных наук ВолГУ Николай Онистратенко.
Новые горные породы, сложенные из выброшенного пластика, а также появление новых видов организмов, использующих пластолиты в качестве продуктов питания, — не научная фантастика, а страшная реальность. Так считает известный ученый-биолог из Волгограда Николай Онистратенко.
То, что многочисленным пластиковым мусором давно завалены окраины Волгограда, а также берега рек и водоемов области, — давно не секрет. И, по словам Николая Онистратенко, это прямой результат «пластиковой революции», сказавшейся за последние десятилетия на всём мире.
— Стоит ли нам переходить на биоразлагаемые полимеры? Или всё бессмысленно и мы зарастем разнообразным пластиком? — задается вопросом биолог. — Человек всё еще подсматривает у природы и выдает ее ноу-хау за свои открытия. Смастерить полимер удалось, лишь поняв структуру природных прочных труднорастворимых cложных соединений. И вот мы окунули планету во всё многообразие пластика, создаваемого с самыми разными целями. Наша цивилизация создала эластичный пластик, твердый пластик, химически стойкий пластик, ароматный пластик, цветной, растущий, термостойкий и встраиваемый в живые ткани пластик…
Но, по мнению Николая Онистратенко, ситуация с пластиком давно вышла из-под контроля, набирая катастрофические для экологии обороты.
— Рано или поздно любой антропогенный объект остается без контроля и начинает свое превращение в окружающей среде, — рассуждает биолог. — Гигантские массы разнообразного пластикового мусора преобразуются естественными путями в новые механические объекты, новые химические вещества, вступают в биологический круговорот веществ, становятся материалом для образования новой антропогенной горной породы — пластолитов. Мы вписываем своё имя в геологическую летопись Земли. Теперь можно уверенно говорить о новой эпохе — антропоцене, признаком которой выступит новая горная порода.
Николай Онистратенко считает, что пластиковый мусор в невероятных количествах стал встречаться даже там, где его совсем не ожидают найти. Например, в одноразовых чайных пакетиках, где специалисты из Волгограда также нашли микропластик. Оказывается, при погружении чайного пакетика в кипяток моментально выделяются микропластик и нанопластик, которые могут быть смертельно опасны для здоровья человека. Кроме того, они практически не поддаются переработке и не разлагаются в природе.
— Множество полимерных ловушек душат, топят и режут животных, пластиковые пакеты, запутавшиеся в ветвях, осложняют фотосинтез и приводят к пожарам, — считает биолог. — Почвы, наполненные микропластиком, меняют химические свойства. Микро- и нанопластик обнаруживают практически во всех тканях людей по всему миру, находят в обитателях суши и морей, регистрируют в верхних слоях атмосферы, ледниках и археологических находках. Такое обилие и многообразие органической материи не может быть невостребованным биосферой. И вот уже ученые по всему миру радостно рапортуют об обнаружении микроорганизмов, животных, грибов и растений, способных перерабатывать пластик. Ура! Проблема биологической переработки нашего мусора решается самой природой! Какие мы молодцы — мы можем теперь опять спихнуть свою работу на кого-то.
Но, по мнению биолога, подобная эволюция в биосфере начнет угрожать и самому человеку. И не исключено, что это произойдет уже очень скоро.
— А если подумать? Мы сами учим биосферу перерабатывать материал, из которого, по сути, смастерили современную техносферу. Мы готовы жить в таком хищном мире? — задается вопросом, на который пока нет ответа, Николай Онистратенко. — В новой реальности, где микробы и жуки, грибы и лишайники смогут переварить не только мусор на свалке или Большое тихоокеанское пластиковое пятно, но и изоляцию проводки на АЭС, колесо погрузчика, обтюрацию иллюминатора самолета, материнскую плату сервера или корпус кардиостимулятора?
Напомним, Николай Онистратенко уже не раз проводил исследования в Волгограде, оценивая загрязнения микропластиком окружающей среды. Так, только в начале весны он анализировал снег, что коммунальщики вывозили с дорог Волгограда на пустыри окраин. Оказалось, что кучи снега в большом количестве содержали не только пыль и песок, но и микропластик с нефтепродуктами, а также замаскированные среди частиц сажи остатки черного полимера — результат истирания автошин, а также обильные не различимые глазом пластиковые остатки.