Волгоград и Волгоградская область признаны худшим регионом Южного Федерального округа по среднему чеку на покупку ювелирных украшений. К такому выводу пришли эксперты аналитического центра Sokolov, посчитав, что в среднем с начала года волгоградцы заплатили за ювелирку всего по 6596 рублей. В свою очередь профессор Игорь Бельских уверен, что это явный признак нацеленности жителей региона на рациональное потребление, а не на покупку предметов роскоши с тяжких коврижек невысоких доходов. И предлагает властям самый удачный способ спасти ситуацию — присвоить Волгограду статус столицы.
«Потом удивлялись, как дешево стоит лом из драгметаллов в скупках»
Как сообщили V1.RU в аналитическом центре Sokolov, за первое полугодие жители Волгограда и области потратили на ювелирные украшения около 1,5 миллиарда рублей. Много это или мало — судить можно только в сравнении. Например, бывший владелец прославившихся канализационным потопом в пойме Царицы «Концессий водоснабжения» и «Концессий теплоснабжения» освоит на составлении планов и документов о возможном развитии острова Сарпинский меньше — всего миллиард рублей.
Впрочем, если сравнивать траты волгоградцев на ювелирные украшения с соседними регионами, то ситуация будет выглядеть печально. По данным аналитиков, за те же полгода в Ростовской области потрачено вдвое больше — 3,3 миллиарда рублей. А в Краснодарском крае на украшения потратили вообще вчетверо больше — 6,2 миллиарда рублей.
Известный волгоградский экономист, профессор кафедры экономики и финансов ВФ РЭУ имени Плеханова Игорь Бельских не видит ничего удивительного в сложившейся картине.
— Золото как символ богатства потерял былую славу. Сегодня редко встретишь красавицу в обрамлении золотых украшений. Мужчины считают это вульгарным, общество пошлым. Кто-то над этим смеется, считая это элементом цыганской роскоши из прошлых веков, — смеется экономист. — Рост цен вслед за долларом коснулся и золотых украшений. Вес одного грамма привязан к мировой стоимости золота, а тот в свою очередь к доллару. Рост курса у. е. на 20–30% привел и к росту чека на ювелирку. В итоге фирмы повышают цену, при покупке того же количества украшений люди тратят больше.
«Финансисты придумали способ изъятия денег у народа — пропагандировать золото как вечную ценность»
— Вкладывая в золото, люди верят, что деньги не пропадут и со временем такие траты себя многократно окупят, — объясняет Игорь Бельских, обращаясь к совсем недавней истории. — В эпоху СССР коммунисты так пополняли казну. Цены на ювелирные украшения, хрусталь и всякие ковры были заоблачные. Там в цену, выражаясь современным языком, были включены акцизы, а в стране платили большие и незаработанные зарплаты. Денег у населения было много, но купить было нечего. В итоге народ потом тихо в 90-е годы удивлялся, как дешево стоит лом из драгоценных металлов в скупках в сравнении с долларом и прочими иноземными деньгами. Советский опыт мы сейчас и повторяем.
Как считает экономист, рынок в 1,5 миллиарда для нашей области в сравнении с другими регионами невероятно мал.
— На хлеб и зрелища мы тратим гораздо больше. Достаточно посмотреть на госзакупки по салютам и другим народным радостям, — предлагает Игорь Бельских. — Такие рынки надо развивать за счет роста зарплат и премий. Люди на украшения больше тратят неожиданные для них премиальные деньги, а не тяжкие коврижки невысоких доходов. Волгоградская область общеизвестна своими невысокими зарплатами. Будем надеяться на рост таких рынков и увеличение зарплат.
Однако, напомним, не все эксперты придерживаются мнения о бессмысленности и бесперспективности вложений в золото. Так, известный волгоградский коуч и инвестор Артем Богач в свою очередь считает возможным вкладываться в монеты из драгоценных металлов, но не в обычные, а в инвестиционные.
«Волгоградцы — как Портос у Дюма: спереди пряжка золотая, а с изнанки простая»
Кроме того, по данным аналитиков, Волгоградская области оказалась регионом с самым низким средним чеком в ювелирных магазинах среди всего Южного федерального округа — всего 6596 рублей. Ситуация не меняется с прошлого года — тогда волгоградцы также оказались аутсайдерами ЮФО со средним чеком в 5913 рублей. Самый высокий средний чек в Южном федеральном округе зафиксирован в Краснодарском крае: жители региона тратят на изделия в среднем 8674 рубля. Кроме того, в тройку лидеров вошли Ростовская область — 8055 рублей и Республика Адыгея — 7047 рублей.
«Судя по размеру среднего чека, это не роскошь, а ее тень»
— Небольшой размер чека говорит, что люди рационально потребляют роскошь, — объясняет профессор экономики Игорь Бельских. — Волгоградцы — как Портос у Дюма: спереди пряжка золотая, а с изнанки простая. Зачем тратить много, когда можно обойтись малым? Экономисты считают уровень трат на роскошь признаком богатого общества. А у бедных цели рациональные, у них пряжка должна выполнять свои задачи.
Экономисту поднимает настроение лишь то, что волгоградцы вообще всё еще покупают прекрасное.
— Рынок делают студенты, покупая невестам украшения, — рассуждает профессор. — Настоящие мужчины везут дамам украшения издалека. Поэтому, думаю, в соседних, особенно столичных регионах, и чек средний выше
Спасти Волгоград и переломить ситуацию с постоянным его нахождением на последних местах в рейтингах по самым разным характеристикам уровня жизни, по мнению Игоря Бельских, может только одно — присвоение Волгограду еще и статуса «Столица Нижней Волги».
— Волгоград объявит, что он столица Нижней Волги. Все поедут к нам посмотреть на столицу и потратить свои деньги. Откроются дорогие ювелирные салоны, появятся качественные дорогие украшения — чек и вырастет, — рассуждает Игорь Бельских. — Чем выше статус территории, тем лучше экономическое развитие. Столичный статус самый престижный.
«Лучше быть столицей Нижней Волги, чем пыльным заштатным областным центром, живущим на подаянии и программах развития федерального бюджета»
При этом Игорь Бельских настаивает, что перспективнее будет присвоение Волгограду именно статуса «Столица Нижней Волги», а не возвращение названия Сталинград. Второе, по его мнению, не принесет городу ни былой славы, ни денежного потока.
— Никто и никогда не захочет жить и быть городом-памятником, — считает профессор экономики. — Нам нужны деньги на развитие региона. Настоящим, живущим сегодня людям и волгоградцам Сталинград — не интересно. Из прошлого туристы не приедут. Инвесторы тоже вкладывать будут в будущее, а не в прошлое.