Волгоградские фермеры, занимающиеся выращиванием овощей, заметили одну странную тенденцию. Всё больше овощей, моркови, лука, капусты и прочих помидоров не остается в стране, а уходит на экспорт в Европу, в том числе Польшу.
На резкое изменение рынков сбыта обратил внимание известный фермер из Городищенского района Аркадий Дудов. Он заявил, что те же поляки скупают всё на корню, даже не торгуясь.
— Ту же морковь поляки забирают по 22–23 рубля. Им просто объявляешь цену — и всё. В Европе цена на морковь не меняется, колеблется в районе 1,39 евро за килограмм. У нас же она фактически стоит 22 евроцента, — объясняет фермер. — Даже если продавать по одному евро за килограмм, прибыль получается 500%. На Украине в свое время морковь закупалась по 30 евроцентов. Тоже дешево, но не так, как в России. Вообще, это очень выгодно, когда нет никаких расходов. Просто привез — и продал.
По словам Аркадия Дудова, в 90-е годы Россию пытались уничтожить, разрушив систему питания. Сделать так, чтобы страна покупала всё нужное за границей.
— Во времена рыночной экономики Россия завозила те же «ножки Буша», овощи из Ирана и Турции, в то время, когда одна Волгоградская область могла накормить овощами половину Европы, — объясняет фермер. — В силу того, что сейчас против нас ввели санкции, рубль стал стоить очень дешево. И это возможность создать больше рабочих мест. Да, кто-то жалуется, что из-за дорогого доллара он не может купить себе последний BMW, но для тех, кто работает в рублевой зоне, получает дополнительную работу и прибыль, поскольку товары рублевого сектора становятся более конкурентоспособными на том же Западе. От своих друзей в Кракове я знаю, что приезжает машина с польскими номерами, но привозит огурцы из России. И никто не бросается на эту машину, не обливает огурцы бензином. Спокойно стоят и торгуют. Потому что продукция стоит дешевле на 30–40%. Покупка с такой скидкой даже для гражданина и патриота не является чем-то зазорным.
Слова фермеров подтверждают и данные комитета сельского хозяйства Волгоградской области. Всего с начала года, по данным ведомства, из Волгоградской области на экспорт ушло около 841 тысячи тонн сельхозпродукции. По состоянию на 1 сентября на экспорт из региона ушло порядка 570 тысяч тонн зерновых культур и около 3,7 тысячи тонн овощей.
Чиновники заявляют, что по состоянию на май 2023 года на экспорт было отправлено уже полмиллиона тонн продукции волгоградских фермеров и крестьян, а среди стран-экспортеров назывались Турция, Индия, Египет и другие направления. Якобы чиновниками администрации Волгоградской области «изучались возможности поставок» сельхозпродукции в Саудовскую Аравию, Ирак, Узбекистан, Ливию, Пакистан, Бразилию, Алжир и станы Аравийского полуострова, а также Израиль и Китай. Однако куда именно и в каких объемах ушла продукция волгоградских аграриев, в комитете сельского хозяйства назвать затруднились, посоветовав уточнить это в таможенных органах.
В пресс-службе Астраханской таможни, в зоне действия которой находится и Волгоград, уточнили, что запрашиваемая информация относится к разряду статистических данных и их публикация временно прекращена.
Но, в отличие от овощеводов, те, кто связан с зерновыми, сейчас далеки от оптимизма.
— Про овощи не знаю, не занимаюсь ими, могу сказать про зерно, — на условиях анонимности поделился своими соображениями бизнесмен, занимающийся зерном. — В этом году Россия собрала более 130 миллионов тонн зерна, но европейский рынок для нас практически закрыт. Единственный континент, куда мы пока еще можем поставлять зерно — это Африка, но и здесь приходится решать сразу массу проблем.
В частности, по мнению экспертов, на экспорте зерна в страны Африки сказалось прекращение так называемой зерновой сделки и, собственно, проведение спецоперации, в результате чего для России вырастут цены на поставки любой продукции через Черное море.
Фермер из Дубовского района Александр Гаврилов в свою очередь заявил, что у селян в регионе — огромные проблемы, а малые и средние хозяйства вообще находятся за гранью выживания.
— Я сам перестал сажать овощи, просто потому что это не выгодно, — объяснил собеседник. — Однако соседи у меня занимаются овощами, и, насколько я знаю, они сейчас работают на склад, забивают овощехранилища. Они — одни из немногих в районе, кто еще остался на плаву. У меня же из 50 гектаров овощей осталось... 0. Просто потому, что заниматься ими нереально. Затраты на те же помидоры — почти 30% от их стоимости. Электричество стоит 10–11 рублей за киловатт, дизтопливо — 70 рублей за литр и всё больше дорожает. Иностранная рабочая сила стоит очень дорого, а местные банально не хотят работать. А я готов платить по 50–60 тысяч рублей в месяц. У меня рядом село Пичуга, там прописаны 900 человек, а не работает практически никто. Работы валом — работать не хотят. Плюс техника. Обычный плуг стоит 100 тысяч рублей, трактор — 3–4 миллиона рублей. За эти деньги он никогда себя не оправдает. Такое ощущение, что сельское хозяйство просто решили загубить на корню. У меня сейчас фруктовый сад. Один полив мне обходится в 10 тысяч рублей, которые я должен отдать только за электричество. А поливать нужно всё лето, чтобы осенью получить продукт.
«Льгот никаких, одна ложь и обман. Нас банально загнали в угол, поставив на грань выживания»
— Ладно, у меня есть трактора и прочая техника, успел обжиться за 30 лет, — продолжает мужчина. — Но работать не дают! Вспахать поле сейчас — минимум 200 тысяч, и взять их негде. Я даже землю заложить не могу — так хитро она оформлена. Вот об этом нужно беспокоиться, а не о том, что овощи кто-то там скупает. Это всё, думается, болтовня заинтересованных лиц.
При этом Волгоградстат уже вторую неделю фиксирует рост цен на овощи. На прошлой неделе стоимость одного килограмма свежих томатов подскочила аж на 24,1%, и сейчас помидоры в среднем продаются по 64,81 рубля за кило. В списке подорожавших овощей свекла, чья цена увеличилась на 2,3%, картофель, подорожавший на 0,9%, и почему-то бананы, возделывать которые в Волгоградской области пока не научились. Цена на этот вид тропического фрукта поднялась на 7,1%. При этом фермеры предполагали, что подорожание — далеко не последнее и овощи вполне могут стать «золотыми», в первую очередь из-за хитростей статистического учета, а также подорожания семенного фонда, средств агрохимии и прочего, необходимого для успешного овощеводства.
Свежие статистические данные также подтверждают дальнейший рост овощей. В частности, помидоры выросли в цене еще на 15,1%, бананы — на 10,1%. Огурцы подорожали на 8,5 процента, а стоимость свеклы поднялась на 2,3%.