В Волгоградской области есть уникальное соленое озеро Эльтон. От центра Волгограда до него 335 километров, примерно 4,5 часа на машине. Водоем считается крупнейшим озером области, а также самым большим минеральным озером Европы. Под слоями воды и соли находится еще и целительная грязь. Так называемая рапа. Именно эти факторы притягивают туристов со всех уголков России. Корреспонденты V1.RU не смогли отказать себе в путешествии и отправились на озеро с ночевкой. Мы рассказали, как доехать, где остановиться, что посмотреть и взять с собой. (Спойлер: для консерваторов текст лучше читается с конца).
Дорога домой
Яркие дорожные знаки, электронные баннеры, троллейбусы, гул машин, крики людей и запах большого города. Всё это бросается в глаза, нос и уши, как только въезжаешь в Волжский. Так принимают города после слияния с природой: шумом, гамом и огромным количеством машин.
— Я даже растерялся от такого потока транспорта, — говорит водитель пожилого, но вполне еще бодрого «Иж Ода». — Там-то если одна машина в 30 минут встретится — уже много. А тут три полосы только в одну сторону. Еще эти светофоры, дорожные знаки… О, автобус! Конечно, остановки были, но, чтобы увидеть автобус, настоящий — это что-то.
За плечами у Саши и Арины — путешествие в сутки на практически необитаемый и бескрайний Эльтон. Но всё хорошее имеет свойство заканчиваться. Закончилась и поездка. Середина воскресенья. Пора возвращаться в привычную жизнь.
Буквально час назад путешественники ели дыню на багажнике и размышляли о бескрайней степи. Дыню купили за поворотом на местной ярмарке.
— На, понюхай, чуешь? — пихает в нос Саше очередную дыню Арина. — Именно! Она ничем не пахнет. А дыня должна пахнуть у «попки». Запах обязан быть сладким и медовым. Дайте другую! О! Вот то, что надо. Понюхай! Она самая. И арбуз нужно взять, только его я выбирать не умею.
Последние 200 километров пути были самыми спокойными. Ни водитель, ни пассажир не вглядывались в проезжающие машины и не пугались стоящих на обочине и голосующих людей в белых рубашках. Выдохнули Саша с Ариной именно на повороте на Палласовку, где вчера еще стояли пограничники. Сегодня их нет. Лишь бескрайняя степь и лента дороги, вдоль которой пасутся овцы, козы, коровы и лошади.
Ранний подъем
Обратно в Волгоград из Эльтона путешественники выдвинулись в 07:07. Перед этим обязательно загадали желание, предварительно подкрепившись горячим чаем. Термос оказался очень хорошим и держал температуру воды сутки. Позавтракали остатками пирога с мясом и капустой, украсив его килькой в томатном соусе. Всё же прогулки по белой безмолвной глади озера — весьма энергозатратное дело.
На озере многие из камней выкладывают свои имена или города, из которых они приехали. Особо ленивые этими же камнями снимают верхний слой соли и продавливают слова.
— Ты посмотри! И никто не написал слово из трех букв, — читая очередной город, говорит Саша. — Нужно это исправить.
Арина в этот момент уже демонстрирует камень в руках и хитрую ухмылку на лице. Видимо, ей надоело скакать в спальнике по соли и валяться на ней. Нужно человека делом занять, ибо третий раз гулять по вымощенной плитами полуторакилометровой дороге, уводящей вглубь озера, уже неинтересно. Да и солнце уже взошло. Смысла продолжать рассветную фотосессию нет.
Саша и Арина специально завели будильник на 05:10, чтобы не пропустить рассвет. Интернет подсказал, что рассвет будет именно в это время. Однако путешественники не учли, что в 5 утра солнце уже вовсю будет над горизонтом. Поэтому узкую полоску рассвета пришлось наблюдать полусонными, через лобовое стекло машины.
Ночевка
Засыпать в машине с разложенными креслами оказалась неплохой идеей. Особенно, когда Большую Медведицу видно через лобовое стекло.
— Слышишь? — спрашивает Саша. — Дагестанская песня и ребенок кричит. Не слышишь? Да вот же! — открывает окно. — Да какие самолеты? Это ветер! Мы в чистом поле!
Путешественники добрались до кемпинга «Сорочья балка», где можно ставить палатку. Ночевать где хочется на Эльтоне нельзя. Озеро относится к особо охраняемым природным территориям. Здесь действует целый ряд ограничений — нельзя разбивать лагерь, ставить палатки и тем более — разводить огонь. Точнее, можно, но только в специально отведенных для этого местах. Всё, кроме разведения огня.
Сорочья балка — это глубокий овраг в окрестностях озера. Рядом с ним можно поставить палатки. Если получится найти место. Доехать можно либо от парковки, которая находится на берегу озера, либо свернув с главной дороги на проселочную. Причем навигатору особо не доверяйте — он ведет на середину балки, но не на саму стоянку.
Боясь заблудиться темной ночью в чистом поле, Саша и Арина решили развернуть палатку на середине балки и не искать знаки: «Кемпинг разрешен». Правда, выяснилось, что палатка осталась за 350 километров, в квартире в Волгограде. Ночевать пришлось в салоне, раскинув кресла и закутавшись в спальники.
Прогулка под звездами
А перед сном путешественники наблюдали за звездами. Это сложно делать, если не умеешь читать карту звездного неба. Но тут на помощь путешественникам пришло специальное приложение, показывающее, какие созвездия и космические тела находятся на небосводе.
Саша с Ариной нашли Большую и Малую медведицу, созвездия Овна, Орла, Млечный путь, спутники Илона Маска. Даже людям, не разбирающимся в звездах, интересно смотреть на ночное небо над Эльтоном и болтать о вселенной, галактиках и пришельцах. Грех было не погулять под ТАКИМ небом.
— Лавочка недалеко была от лужи! — возмущается парень. — Куда ты идешь по озеру? Там же грязно и мокро! Оно огромное! Мы его не перейдем. Да, да! Я иду за тобой, а то потеряешься, мне потом перед родителями отчитываться.
Примерно так в ночи двое с фонариками шастали по Эльтону. Потому что хотели посмотреть звезды. Хорошо, что они додумались надеть теплые вещи, так как с наступлением темноты степь остывает, а ветер пронизывает буквально до костей. Чтобы точно не замерзнуть, они завернулись в пледы, в которых и спали в машине.
Закат
Звезды на небе появились сразу же после заката, который путешественники благополучно пропустили. Зверский голод, приправленный ароматами осенней степи, оказался сильнее желания полюбоваться прекрасным. Уже в сумерках на багажнике Саша и Арина уминали лапшу быстрого приготовления, которую заварили при помощи горячей воды из термоса. В прикуску шли тушенка, свежие овощи, а запивалось всё энергетиками, чтобы подольше погулять.
— Мы что, зря взяли с собой термос? — спрашивает Саша, когда Арина в очередной раз предложила пирог. — До завтра вода точно остынет. Давай доставай дошик.
Перед этим путешественники заехали в сетевой магазин, который есть в поселке Эльтон. Супермаркетов в поселке, как выяснилось, даже два. Затарились водой — вдруг придется смывать с себя соль после купания.
— В этом году был отлив, вы не искупаетесь, — вмешалась местная жительница в разговор, когда Арина донимала продавщицу. — Это можно сделать, только вырыв яму, подождать месяц, чтобы она наполнилась, и потом купаться. А так только гулять и мазаться грязью.
Сама же продавец об озере не знала ничего.
Закат встречали около заправки, потому что это единственный туалет, который есть в округе Эльтона. А пять часов в дороге дают о себе знать. Поэтому деревянный сельский туалет с пауками становится в такие моменты роскошью.
Вечерняя прогулка
По дорожке, которая ведет на середину озера, можно не только идти, но спуститься на само озеро и прогуляться по соли. После того, как Арина провалилась в грязь, молодые люди решили не рисковать и возвращаться к машине по твердой дороге.
Всё, чем можно заняться на озере, это сделать красивые кадры, попробовать соль на вкус, помочить ноги в луже, а перед этим извазюкаться в грязи. Как вы поняли, наши путники проделали всё, что только можно было. А также наткнулись на деревянные столбики, облепленные солью. На них очень хорошо сидеть и смотреть на просторы озера. Кстати, именно эти столбики они искали под покровом ночи.
Единственное место, в котором можно хоть немного искупаться — это лужа размером 2х3 метра, выкопанная экскаватором. По обе стороны от нее лежат две кучи грязи, которые достали из этой самой лужи. Вода в импровизированном водоеме черная. Во-первых, из-за черного дна, а, во-вторых, от туристов, которые вначале обмазываются грязью с одной стороны дороги, а потом переходят на другую, чтобы смыть с себя черноту.
— А вы чего не обмазываетесь? Она же лечебная! — говорит измазанная с ног до головы в черной грязи женщина пенсионного возраста в купальнике. — Нужно обязательно намазаться, а потом искупаться. А то зачем вы сюда приехали?
Арина с Сашей переглянулись, улыбнулись женщине и быстрее ушли подальше от лужи. Но перед этим девушка смыла грязь, в которой утонула еще в начале озера. И тут же ее кожа покрылась солью.
— Ты выглядишь, как карась, которого в муке обваляли и поджарили, — усмехнулся Саша.
«Кусты — ваши друзья»
Об этой луже в начале покорения Эльтона сказал путникам дед в плавательных трусах и с тележкой с пятилитровой баклажкой воды:
— Купаться можно только в одном месте — вон там, — показывает мужчина на конец дороги, ведущей в озеро. — С одной стороны будет грязь, а с другой яма, а в ней рапа. Водичку только с собой возьмите обмыться, потому что соль выступит сразу — душевых нет. Они раньше были, а сейчас всё похерили. Туалетов тоже нет, кусты — ваши друзья. Я в грязи полчаса полежу по шею, потом в яме с солью смываю грязь, а потом уже водичкой, которую с собой вожу, смываю соль. У меня процедура каждый день такая. В три я приезжаю, не спеша — спешить не надо, потому что воздух хороший, соленый. Из гостиниц привозят людей специально на час вечерний дышать этим воздухом.
Мужчина лет шестидесяти уже десять дней отдыхает на Эльтоне. Остановился у местных, а не в гостинице. Сам приехал на машине из Калача-на-Дону.
— Всю задницу по дороге отбил, пока шесть часов из Калача ехал, — упирается кулаками в бока мужчина в одних плавках. — Я первый раз приехал, всегда ездил в Крым, в Саки. Здесь совсем другая грязь. Такой нет нигде. Состав другой. Эта грязь псориаз вылечит!
В разговор вмешался еще один мужчина лет сорока. Он подслушал разговор об ужасной дороге.
— На машине здесь тяжело ехать, да? — спрашивает новый участник беседы. — Если мы из Астрахани будем ехать, дорога здесь какая? Плюс полигоны в Капустином Яре, не остановят, ли? А то с женой на поезде приехали в этот раз, в следующем году хотим приехать будучи на машине.
В этот момент Арина с Сашей переглянулись и вспомнили, как их остановили пограничники.
— У вас же там участок дороги практически отсутствует, — со знанием дела говорит дед в плавках. — Вылезут погранцы — могут на полдня остановить. Лучше объехать через Палласовку.
«Я вас не видел»
Перед тем как поехать на озеро, юные путешественники решили заправиться. Навигатор показывал, что заправка прямо на въезде в поселок. Однако ни Саша, ни Арина не заметили что-либо похожего на заправку. Молодые люди искали современный топливозаправочный комплекс, который даже ночью на трассе видно за десятки километров. Здесь же заправка выглядела как несколько контейнеров с будкой оператора и деревенским туалетом. О том, что это действительно заправка, гласил выцветший баннер на одном из контейнеров. Впрочем, пластиковые карты здесь принимали. Хоть какая-то цивилизация.
Дорога на Эльтон, как и сказал мужчина в плавках, была тяжелой, хоть и иногда были куски хорошего асфальта. Однако последние 70 километров было не до пейзажей. Арина с Сашей выглядывали в машинах, проезжающих навстречу, военные номера и людей в форме за рулем. В Палласовке у поворота на Эльтон их остановили пограничники.
Мужчина в военной форме попросил у путешественников документы. Водитель почему-то вместо «прав» протянул паспорт. Когда военный попросил паспорт у Арины, девушка занервничала:
— У меня нет с собой паспорта, — с огромными глазами сказала журналистка. — Но у меня есть права. Паспортные данные есть на «Госуслугах», а где-то в телефоне — еще и фотография…
Суровый военный был непреклонен: в пограничной зоне паспорт иметь обязательно. Однако чудеса всё-таки случаются.
— Вы на Эльтон едете? — спросил мужчина после небольшой лекции о правилах нахождения на приграничной территории. — Если вас поймают на приграничной территории, то придется заплатить штраф от 500 до 1000 рублей и немедленно выехать за пределы зоны… — немного помедлив, мужчина продолжил: — У вас работает регистратор? А, это телефон?! Смотрите, позади вас есть поворот на Сахаровку, и через него можно проехать к Эльтону. Я вас не видел, вы меня тоже. Пост здесь стоит не всегда. До свидания.
А километров за 50 до этой встречи была еще одна более странная, которой Арина с Сашей не придали значение. Навстречу им ехала белая «Нива». Совершенно обычная, без каких-либо опознавательных знаков. Внезапно она свернула на обочину той стороны дороги, по которой ехали путешественники. Из машины вышел инспектор ДПС и приказал водителю остановиться.
— Здравствуйте, можно документы проверить? — сказал мужчина в белоснежной форменной рубашке ГАИ, проверяя водительское удостоверение, СТС и страховой полис. — На Эльтон едете? Хорошей дороги.
«Как ты относишься к звездам?»
До этих двух страшных встреч путники ехали спокойно, рассматривая коров, овец и лошадей в полях. Представляли, смогли бы они жить, где нет маркетплейсов, доставки еды и такси. Где нужно по утрам рано вставать кормить скот и работать в полях. Разговоры были под хруст чипсов и кукурузных палочек.
Выезд был совершен из Краснооктябрьского района и поставлена только одна точка на карте в 12:00. В машине был запас еды, пледов, воды и, как думали Саша с Ариной, палатка.
Само путешествие началось с сообщения: «Как ты относишься к звездам?»
Больше новостей — в нашем телеграм-канале. Подпишитесь!