Вопросы поддержки малого бизнеса сегодня являются актуальной для страны повесткой дня.
С экранов телевизоров, из печатных и электронных СМИ нам чуть ли не ежедневно сообщают о мерах стимулирования и суммах субсидирования предпринимателей. Чиновники Волгограда и Волгоградской области рапортуют в вышестоящие инстанции об увеличении поддержки и предоставлении различных льгот и преференций субъектам малого и среднего бизнеса.
Однако, как показали проверки контролирующих и надзорных органов, выполнение и эффективность такой поддержки в Волгоградской области остаются на крайне низком уровне.
Еще одной точкой невозврата может стать наведение администрацией Волгограда порядка при размещении рынков и торговых павильонов на улицах города. В соответствии в федеральным законодательством, с 1 января 2016 года розничные и кооперативные сельскохозяйственные рынки в городских округах обязаны осуществлять торговую деятельность исключительно в капитальных строениях. Кроме того, участие Волгограда в качестве города принимающего ЧМ -2018 по футболу накладывает на органы власти определенные обязанности в сфере благоустройства, но механизм их выполнения вызывает ряд вопросов.
Безусловно, проблема размещения торговых нестационарных объектов довольно острая как для горожан, так и для предпринимателей. С одной стороны, это уродующие архитектуру города несуразные строения, которые трудно назвать современными торговыми павильонами. В таких сооружениях достаточно трудно оказать качественные услуги или обеспечить реализацию товаров при соблюдении всех санитарных и торговых норм.
Но, с другой стороны, это рабочие места и реализация товаров повседневного спроса в шаговой доступности для горожан. Это тот самый малый бизнес, который во многих развитых странах является драйвером роста экономики. Учитывая достаточно сложное экономическое положении в регионе и стране в целом, действия администрации города по наведению порядка в этой сфере не совсем профессиональные.
Используя исключительно запретительные меры и не предлагая бизнесу альтернативные пути, городские чиновники ставят под удар программы федерального центра по развитию и поддержке предпринимательства. Решая вопросы «силовым» методом, они оставляют без средств к существованию горожан, работающих в этом секторе экономики, и их семьи.
Многие ларечники имеют товарные кредиты и другие финансовые обязательства перед третьими лицами, которые вряд ли им кто компенсирует. Немаловажным фактором является то, что досрочное расторжение договоров аренды нарушает планы предпринимателей на возможную оптимизацию своих потерь и поиска других мест для торговли, а это, собственно, те самые правила игры, на которых строится доверие в правовом обществе.
Попытка властей осуществить так называемое «компенсационное предоставление мест» наталкивается на бюрократические процедуры, которые не предусматривают механизм компенсации затрат, связанных с оформлением документов, подключением энергоресурсов, а также возведением объектов на новом месте. К тому же конкурсная основа не гарантирует предпринимателю того, что он вообще возобновит привычную ему деятельность. Решением данного вопроса могло бы стать предварительное обеспечение городскими властями новых оборудованных в соответствии с градостроительными и санитарными нормами мест торговли, разработка единых концептуальных решений для размещения оригинальных торговых палаток на улицах города. Однако, как показывает практика, чиновники в отношении предпринимателей идут пока по пути разрушения, а не созидания, что, безусловно, не только скажется на инвестиционном климате Волгограда, но и создаст ему дополнительные проблемы в решении экономических вопросов.
Вспоминая недавний визит губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова в Кировский ФОК и его знаменитую фразу «Уволить всех!», так и хочется пожелать выполнения данного совета в отношении не только ответственных за бардак в спортивном учреждении, но и чиновников, курирующих развитие малого бизнеса в городе и регионе.
Сергей Жуков – волгоградец, журналист, руководитель ИРЦ «ВолгаПромЭксперт».