Ведущий научную и преподавательскую деятельность в Волгограде и Великобритании доктор философии по социологии Эссекского университета Великобритании и профессор кафедры социологии ВолГУ Михаил Анипкин вновь поделился своими впечатлениями от новогоднего приезда в город на Волге:
– Написал о своих впечатлениях про Волгоград. Просто рассказал о своем ощущении города и страны в целом глазами русского, приезжающего последние три года раз в два-три месяца. То есть мое восприятие – это своего рода срез от одних и тех же мест с периодичностью раз в два-три месяца.
Я честно написал о своих рефлексиях. Доминанта этих рефлексий в том, что я стал ощущать, что в Волгограде все стало значительно дороже, а порой так, что сопоставимо с ценами в Великобритании. Порядок цен такой же. Ведь в Англии я живу постоянно, а значит, пытаюсь сэкономить и покупаю так, чтобы не тратить слишком много.
Это отчетливое ощущение от Волгограда, особенно когда ты расплачиваешься фунтовой картой в рублях и тебе приходит распечатка в фунтах, что ты тратишь примерно так же, как в Колчестере. Ты смотришь и восклицаешь, как Ипполит Воробьянинов: «Однако!»
Вот, собственно, об этом и написал. Мне тут же стали читать лекции по логистике и ценообразованию. Приводить в пример Салтыкова-Щедрина и намекать на мою оторванность от жизни. В общем, «сам дурак», как говорится. Меня это не то, чтобы обидело, но поразило. Неужели мы стали говорить на разных языках? Неужели перестал быть понятен контекст и смысл того, о чем, собственно, я? Всегда думал, что субъективные ощущения такого рода важны, потому что я сейчас смотрю на город одновременно глазами его жителя – а я по-прежнему плачу налоги в Волгограде, и туриста.
Включаются своего рода стереофонические очки, и ты хочешь просто рассказать о своих ощущениях. Тебе начинают иронично-снисходительно комментировать про «интеллигентский взгляд», вроде я до сих пор уверен, что «булки растут на деревьях», и прочие довольно оскорбительные вещи.
Мы дискутируем о ценах в Волгограде и Колчестере. Вот вам цифры за жилищно-коммунальные услуги в доме в Колчестере. В Англии счета за ЖКХ какие-то приходят раз в квартал, а какие-то – раз в шесть месяцев. Смотрим: отдельно счет по воде и счет по газу и электричеству. В доме бойлер, то есть расход газа на отопление дома и горячую воду примерно одинаков в течение всего года. Ну, зимой немного выше. «Зимний» показатель недавнего счета по газу и электричеству: 252,55 фунта. По воде и канализации за шесть месяцев: 274,64 фунта. Делим на три, чтобы получить месячную цену по газу и электричеству – 84,18.
По воде: 274,64 делим на шесть – получается 45,8 (округлил). 84,18 плюс 45,8 получается 129,98 фунта в месяц в среднем за ЖКХ. Умножаем на текущий курс (80) и получаем 10 398 рублей. Итак, за одноэтажный четырехкомнатный дом-бунгало в Колчестере с садом и гаражом средний счет за ЖКХ составляет 10 400 рублей в месяц.
Маме счета приходят сейчас по 8000+ за ЖКХ (за воду она платит по факту – есть счетчики, то же самое по газу на кухне). То есть в Волгограде счет по ЖКХ за квартиру всего на 2400 рублей меньше, чем за дом в Колчестере! Про разницу в зарплатах и пенсиях, надеюсь, говорить не надо?
Прилагаю счета, чтобы меня не обвинили во лжи. Вот такая арифметика. Кто-то и сейчас меня будет обвинять в «интеллигентском взгляде» и «булках на деревьях»? Понятно, что в Англии теплее и газа там, вероятно, тратится меньше на обогрев и горячую воду. Но здесь речь идет о стоимости жизни, когда климат – величина постоянная, а платежеспособность населения – нет. И здесь дело не в том, что кто-то хочет сделать больно волгоградцам.
Я хочу, помимо вполне естественного страноведческого аспекта, обратить внимание на то, что не надо дурить людям голову, а надо пытаться перенять хороший опыт и делать выводы, как можно уменьшить нагрузку по ЖКХ на совсем не богатое население. Да, кстати, я тоже умирать буду в Волгограде – меня положат в могилу к отцу, если уж на то пошло...
Про ананасы я написал, потому что они были «последним выстрелом» в голову, как говорится, который меня «добил» окончательно. Я зашел в магазин вечером 31 декабря прикупить что-нибудь дополнительно к новогоднему столу, и прямо перед самым входом в торговый зал лежали они. Штабелями выложенные на помосте с горделиво возвышающейся крупной надписью: «Ананас. 436 рублей штука». Возможно, они до сих пор там лежат.
Я три дня до того покупал точно такой же ананас в Колчестере к столу за 120 рублей (1,5 фунта) в дорогом продуктовом магазине Waitrose и просто на контрасте в цене не мог поверить своим глазам. Даже несколько раз подошел к куче, чтобы удостовериться, что я правильно понял надпись – мало ли. Я от удивления и возмущения даже позвонил своему другу и поделился с ним своим открытием. Так что ананасы явились последним раздражителем. Так сказать, последней каплей. Ведь люди хотят порадовать себя чем-то необычным на новогоднем столе и заставлять их платить такие несуразные деньги за в общем-то дешевый товар, цена которому копейка, – просто нечестно и несправедливо. В особенности учитывая среднюю зарплату в Волгоградской области.
Еще очень бросилось в глаза, что в сетевом магазине, рядом с церковью на 7-й Гвардейской, перед Новым годом баночки с красной икрой выкладывали не на прилавке, а на кассе. Я спросил, почему. «Воруют», – ответила продавщица. Это в районе, где в основном живут пенсионеры. Это меня окончательно поразило, честно вам скажу.
Анипкин Михаил Александрович, доктор социологических наук, доктор философии по социологии, PhD по социологии Эссекского университета, профессор кафедры социологии ВолГУ.
Фото: Фото предоставлены автором