
Местонахождение: пойма реки Царицы.
За всю историю города в Царицыне-Сталинграде-Волгограде было две детских железных дороги. Малая Сталинградская дорога появилась в 1948 году и просуществовала до 1979 года. Затем она была разобрана и перенесена на новое место. И, кстати, с 1961 года ее стали называть Малой Приволжской детской железной дорогой.

Протяженность первой детской железной дороги составляла 3,15 км. Ее пути были проложены по набережной реки Волги – от устья реки Царицы почти до Мамаева кургана. Конечными станциями были Родимцево (на берегу Волги в створе Мамаева кургана, на месте современного Центрального стадиона) и Пионерка (у реки Царицы). Станционные постройки были выполнены из дерева, а обе конечные станции являлись тупиковыми, поэтому паровоз со станции Родимцево возвращался на станцию Пионерка тендером вперед.

Первоначально ширина колеи детской железной дороги составляла 600 мм. По этой дороге, сделанной из разобранных военно-полевых узкоколейных железных дорог, построенных немцами в ходе наступления на Сталинград, ходил трофейный подвижной состав с паровозами HF-11025 и HF-11005.

Необычным был путь на перегоне. Часть его в районе станции Пионерка была проложена вровень с полотном автомобильной дороги. На этом участке промежуток между рельсами был закрыт подобно тому, как это делается на трамвайных путях. Причем рельсы на этом участке опирались не на обычные шпалы, а на штампованные стальные поперечные балки, как это обычно делалось на военно-полевых железных дорогах.

В 1952 году стартовала реконструкция городской центральной набережной. Из-за этого часть Малой Сталинградской дороги пришлось временно разобрать. Временное чуть было не стало постоянным, однако через год восстановить разобранный участок дороги все же удалось.

В 1960 году возникла необходимость в перешивке пути с колеи 600 мм на колею 750 мм. Связано это было с тем, что малая дорога получила новый подвижной состав: тепловоз ТУ2-099 и нескольких вагонов Pafawag. Старые локомотивы и вагоны были уничтожены. В начале 1970-х парк детской железной дороги пополнился тепловозом ТУ2-251. С тех пор сформировались три состава: «Комсомолец», «Пионерия» и «Волгоград». В каждом составе было по три-четыре вагона, выкрашенных в разные цвета: зеленый, красный и синий. Стоит отметить, что с 1961 года в связи с переименованием Сталинграда в Волгоград железную дорогу стали называть Малой Приволжской.

В 1978 году детскую дорогу снова разобрали – и снова из-за реконструкции набережной. На этот раз возникло решение перенести ее на новое место. Детская железная дорога вновь открылась летом 1979 года в пойме реки Царицы. Протяженность путей теперь уменьшилась с 3,15 км до 1,2 км. Однако число станций, наоборот, увеличилось до трех: платформа Чекистов (тупиковая), Пионерская (сквозная), Гаситель (тупиковая). Стрелочные переводы всех трех станций имеют ручной привод. На дороге появилось два действующих тепловоза: ТУ7А, ТУ10 и шесть пассажирских вагонов Камбарского машиностроительного завода.

До недавнего времени Малая Приволжская дорога начиналась у станции Чекистов, затем проходила по пойме реки Царицы под Астраханским мостом и эстакадой скоростного трамвая. Следующая станция – Пионерская, которая представляет собой вокзал детской дороги. От станции Пионерской расходится три пути и длинный тупик со стороны станции Чекистов. Поскольку депо у детской дороги до 2013 года не было, именно здесь отстаивался весь подвижной состав. Затем дорога поворачивала на набережную и далее на юго-запад, оканчиваясь станцией Гаситель.

В последние годы до детской железной дороги дошли изменения. Закуплены новые тепловозы ТУ7 А (выпуска июля 2009 года) и три вагона выпуска 2010 года. 28 декабря 2010 года доставлен тепловоз ТУ10 №004 (выпуска 2010 года) и три вагона выпуска 2009 года. Весь подвижной состав – производства Камбарского завода. В 2013 году у детской железной дороги появилось свое депо, расположенное рядом с остановкой трамвая «Площадь Чекистов». Также в рамках программы обустройства поймы реки Царицы предполагается существенное увеличение длины рельсового пути до трех с лишним километров.

