Местонахождение: Центральный район, Привокзальная площадь, 1.

Если приехать в Волгоград на поезде, то окажешься в самом центре города, на железнодорожном вокзале Волгоград-1. Станция, относящаяся к Волгоградскому отделению Приволжской железной дороги, является транспортным узлом пяти направлений: на Краснодар, Ростов-на-Дону, Москву, Саратов и Астрахань. Вокзал обслуживает не только поезда дальнего следования, но и пригородные поезда.

Первый царицынский вокзал был построен в другом месте, на берегу Волги, в 1862 году. Именно тогда было открыто движение по Волго-Донской железной дороге, которая соединила Царицын с Калачом-на-Дону. Основное предназначение дороги заключалось в транспортировке грузов от Волги до Дона. Первый вокзал был деревянным.
В 1871 году поезда пошли по новому направлению – на север страны. Была открыта Грязе-Царицынская железная дорога, которая была построена одним из богатейших людей того времени Петром Губониным. Кстати, именно Петр Губонин является первым почетным жителем города. Такое решение было принято сразу после ввода в эксплуатацию новой железнодорожной ветки. Новой дороге нужен был вокзал – он-то и был построен из кирпича на месте современной станции Волгоград-1. В 1925 году станция Царицын-1 была переименована в Сталинград-1.

Здание вокзала было разрушено 23 августа 1942 года во время авиабомбардировки города фашистами, в результате которой погибло более 40 тысяч мирных жителей. Руины вокзала можно увидеть на знаменитой фотографии фронтового корреспондента Эммануила Евзерихина. На переднем плане перед руинами запечатлен фонтан «Танцующие дети».

Стоит отметить, что вокзал, несмотря на значительные разрушения, продолжал свою работу вплоть до 13 сентября 1942 года. 14 сентября здание заняли немецкие войска, но уже на следующий день – 15 сентября – переправившиеся через Волгу отдельные подразделения 13-й Гвардейской дивизии в ходе ожесточенных обоев отбили вокзал у немцев. Занять вокзал подразделениям вермахта удалось только к концу сентября. Почти все защитники вокзала – солдаты и офицеры Первого батальона 42-го Гвардейского стрелкового полка погибли. В конце января битва за здание возобновилась. Окончательно советские войска отбили вокзал 31 января 1943 года, тогда над зданием появилось красное знамя победы.

Как только враг капитулировал, началось восстановление здания и железнодорожного сообщения. Временная постройка возникла почти сразу же, и первые поезда пришли в город уже 14 марта 1943 года. На полную мощность вокзал стал работать уже в июле 1943 года.
Одноэтажное временное строение было решено заменить на капитальное в 1950-е годы. Это здание работает и в наши дни. Новая постройка была возведена на фундаментах и подвалах довоенного вокзала в 1954 году. Строительство велось Главжелдорстроем Министерства путей сообщения СССР.

Современный вокзал представляет собой трехэтажное здание с цокольным этажом и среднюю часть, увенчанную 67-метровым шпилем. В башне в 1959 году установлены часы, изготовленные на заводе «Баррикады». Диаметр часов составляет четыре метра, стрелки часов – длиной 2,5 метра. До установки часов вместо циферблатов с башни на горожан смотрел портрет Ленина.

Снаружи здание вокзала отделано гранитом с использованием инкерманского камня и мрамора. К главному входу в вокзал со стороны города ведет широкая гранитная лестница. По обе стороны от нее на отполированном сером граните – два многофигурных барельефа высотой в пять метров каждый. В целом здание представляет собой сооружение в стилистике сталинской архитектуры послевоенных лет.

Здание вокзала Волгоград-1 признано памятником архитектуры в 1997 году. В 2005 году оно капитально отремонтировано. В это же время была установлена оригинальная подсветка здания, выполненная в трех световых температурах: подсветка внешних архитектурных элементов – «холодным» белым светом, внутренних элементов – «теплым» желтым. Внутри залы железнодорожного вокзала освещаются люминесцентными светильниками, имеющими снаружи ярко выраженный зеленый оттенок.
