Родник жизни на Мамаевом кургане заброшен, разрушен и стал заложником своей красивой легенды.
Родник жизни на главной высоте России — Мамаевом кургане расположен в неприметном овраге всего в паре сотен метров от центральной лестницы мемориального комплекса. Странно, но этот памятник практически неизвестен и не включен ни в один из ныне существующих маршрутов экскурсий по Мамаеву кургану. А на фоне поражающего безукоризненным благоустройством всемирно известного памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» это место выглядит как заброшенная и бесхозная развалина.
Разрушенное бетонное кольцо. Обломки щебня. Мусор. Ржавые потеки. Обломок памятного камня с едва различимыми буквами. Рядом остатки ступенек почти не сохранившейся лестницы. Единственный признак цивилизации — стоящая рядом плита из красного гранита с надписью: «Этот родник в дни битвы за Мамаев курган был единственным источником питьевой воды».
Современная легенда гласит: в самый разгар ожесточенных боев за Мамаев курган именно там набирали воду и советские бойцы, и солдаты вермахта. Больше на всем кургане воды не было. Поэтому, когда солдаты шли к роднику за водой, стрельба полностью прекращалась. Лишь после того, как непримиримые враги давали друг другу возможность восполнить скудные запасы жизненно необходимой влаги, бои за Мамаев курган разгорались с новой силой.
Водяное перемирие посреди войны
Потрясающая воображение история. Но имеет ли она хоть какое-то отношение к действительности?
Чаще всего, говоря о Роднике жизни, ссылаются на знаменитого сталинградского снайпера Василия Зайцева. Именно он в своих мемуарах, рассказывая о боях за южные склоны Мамаева кургана и метизный завод, упоминал источник на склонах. Но ни о каком перемирии возле источника в его книге нет ни слова. Только упоминание: в один из дней охоты за вражеским снайпером он не стал стрелять по набиравшему воду зачуханному и грязному немецкому солдату, чтобы не выдать свою позицию.
В том, что история о Роднике жизни не вымысел, а самая настоящая правда, убеждена бывший заместитель директора памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане Валентина Клюшина.
— Еще в 1963 году там был родник, мы набирали в нем воду, — рассказывает госпожа Клюшина. — Хорошая вкусная вода. Тогдашний руководитель памятника-ансамбля Теодор Пекарский собирался благоустроить это место — повесить кружечку, как на всех святых источниках. Но в санэпидемстанции этот проект не утвердили. Выше родника находится малая братская могила, в которой похоронено больше полутора тысяч защитников кургана. Мол, нельзя из этого источника пить из-за трупного яда. Но я считаю, что питающие источник воды находятся значительно глубже, под могилой, и ничего страшного в этом нет. Санэпидемстанция даже проб, насколько я знаю, не брала. Сказали нельзя, дескать, и все.
«Узелки» на память
Первые попытки благоустройства Родника жизни предпринимались в начале 60-х годов, при строительстве мемориального комплекса на Мамаевом кургане. Тогда, собственно, и появились бетонное кольцо в начале оврага и небольшая лестница на спуске. Потом о роднике забыли. На целых 50 лет.
О благоустройстве заброшенного родника на склоне Мамаева кургана вспомнили только в 2011 году. Находившийся тогда в областном подчинении музей-заповедник «Сталинградская битва», возглавляемый Александром Величкиным, объявил открытый конкурс на мемориальный знак для этого места. Победил в конкурсе проект учащихся лицея №9 под руководством педагогов Марины Черновой и Инны Пашкевич. Работа лицеистов была отмечена почетной грамотой, но и в этот раз все закончилось ничем.
— Там был замечательный проект, наши ученики очень старались, но реализовать его, к сожалению, не получилось, — вздыхает директор лицея №9 Ирина Жигульская. — Нам сказали, что земля теперь находится в федеральной собственности, поэтому требуются многочисленные согласования на самом верху. На том все и кончилось.
Посчитав Родник жизни незаслуженно забытым, свой проект чуть позже разработал и известный волгоградский скульптор Петр Чаплыгин вместе с архитектором Юрием Косовичем. Они предложили установить скульптурную композицию с выбитым в камне изображением солдата и чаши. Однако этому проекту не суждено было сбыться — по непонятной причине он так и остался нереализованным.
Дочь Петра Чаплыгина скульптор Виктория Чаплыгина до сих пор является убежденной сторонницей идеи восстановления справедливости и превращения Родника жизни в полноценный музейный объект, имеющий ничуть не меньшее значение, чем любой другой мемориал Мамаева кургана.
— Какая же это легенда? Это подлинная история, — убеждена Виктория Чаплыгина. — Там, насколько я знаю, и по сей день есть вода. Я считаю, что благоустройство этого места было хорошей идеей, тем более это не потребовало бы таких уж больших денег.
Единственное, что смогли сделать с родником сторонники его благоустройства, — это обновить памятный камень. Вместо развалившегося прежнего бетонного блока с надписью благотворительный фонд «Поколения» в 2015 году установил гранитный памятник.
Это только красивая легенда...
Проблема, однако, в том, что у ветеранов, которые, по логике вещей, должны быть главными сторонниками облагораживания памятника, история о «чудо-роднике» и «символе жизни» на Мамаевом кургане не вызывает ничего, кроме раздражения.
— Легенда о Роднике жизни была придумана после войны для привлечения туристов, — считает председатель городской некоммерческой патриотической организации клуб «Сталинград», непосредственный участник Сталинградской битвы Владимир Туров. — Однако, поскольку еще были живы и относительно здоровы непосредственные участники боев за главную высоту России, которые могли легко развенчать эту выдумку, о роднике до поры до времени предпочли забыть.
— Я никогда не слышал об этом роднике и считаю, что это выдумка, — отрезал ветеран. — И давайте на этом закончим. Я в эту чушь не верю. Сам я на Мамаевом кургане в это время не воевал, но мои сослуживцы были. И ни о каких подобных сказочных объектах они не рассказывали ни тогда, ни потом.
Директор музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексей Васин признается, что он и сам был очарован легендой о Роднике жизни. Но для того, чтобы превратить бетонное кольцо в полноценный объект поклонения, одной легенды оказывается мало.
— Мемориальная зона требует проектирования, — объясняет Алексей Васин. — А на разработку проекта нужно получить разрешение Министерства культуры Российской Федерации. Но для него основанием являются неоспоримые исторические факты. И в этом — главная загвоздка. Когда мы начали искать подтверждения легендам, выяснилось, что родника не было! Ни в одном документе его существование не отражено. На довоенной гидрологической карте Сталинграда отмечено много родников, но на Мамаевом кургане — ни одного.
Отсутствие родника показало и гидрологическое исследование. Именно там в овраг стекают поверхностные воды с вершины кургана. В том числе и дождевая вода, впитавшаяся в землю братских могил и скатывающаяся под уклоном по пластам майкопской глины.
— На этом месте, которое сторонники версии о существовании родника называют Родником жизни, во время строительства мемориального комплекса на Мамаевом кургане находилась технологическая площадка — бетонно-растворный узел, резервуары с водой и так далее, — рассказывает Алексей Васин. — Как ни банально, но этим, по всей видимости, и объясняется наличие там двух бетонных колец, датированных 61–62 годами. Но родника не было никогда, вот в чем дело. Как нет его там и сейчас. Так что это красивая, но легенда.
Фото Марии Часовитиной, Виктории Чаплыгиной и лицея №9