V1
Погода

Сейчас-3°C

Сейчас в Волгограде
Погода-3°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -11

10 м/c,

ю-з.

759мм 86%
Подробнее
USD 103,44
EUR 106,25
Город Хроники падающего самолета: трагедия первомайского авиашоу в Волгограде

Хроники падающего самолета: трагедия первомайского авиашоу в Волгограде

V1.ru вспоминает катастрофу легкого самолета Як-52, разбившегося после первомайского авиашоу.

Так в парке 70-летия Победы отмечено место падения Як-52

Скромный памятник в парке имени 70-летия Победы в Краснооктябрьском районе Волгограда – единственное, что сейчас напоминает о той авиакатастрофе. В стороне от аллеи установлено хвостовое оперение самолета и небольшая табличка: «Здесь 1 мая 1993 года погиб летчик-инструктор Давыдченко Игорь Иванович».

24 года назад Волгоград отмечал Первомай с гораздо большим размахом, чем сегодня. На утреннюю демонстрацию выходили многотысячные колонны с самыми разными флагами и лозунгами. Днем по всему центру шли массовые гуляния. А вечером на центральной набережной волгоградцев ждал грандиозный концерт. Но самое яркое зрелище того года было перед концертом – в 18:00 в небе над Волгоградом началось авиашоу.

Выполнив все элементы программы, в том числе фигуры высшего пилотажа, самолеты один за другим уходили на Среднеахтубинский аэродром. Последним над центром остался Як-52 в фирменной бело-красной ливрее ДОСААФ под управлением летчика-инструктора Игоря Давыдченко. Профессионализма 32-летнему летчику Игорю Давыдченко было не занимать. В 20 лет он прошел двухлетнее обучение в Волгоградском отделении ДОСААФ и получил звание младшего лейтенанта. Летную карьеру начал с реактивного самолета Л-29, покорил МиГ и отработал все пилотажные фигуры на Як-52. К Первомаю летчик-инструктор провел в небе уже более тысячи часов.

Свое последнее показательное выступление Игорь Давыдченко закончил трюком «Тюльпан». И на последнем маневре неожиданно пошел вдоль проспекта Ленина, теряя высоту на глазах тысяч зрителей.

– Я выглянула в окно и увидела, как падает самолет. Он не выполнял какой-то трюк, а камнем шел вниз. Мне казалось, что еще чуть-чуть, и он врежется в наш дом, – вспоминает жительница одного из домов по проспекту Ленина Наталья Каржай. – Он перелетел 39-ю Гвардейскую и врезался в деревья напротив дома №79. Сразу после трагедии к месту подбежали и жители наших домов, и водители. Они затушили самолет, но самого летчика уже было не спасти.

Очевидцы говорили, что за секунды до столкновения с землей летчик открыл кабину самолета и кричал прогуливающимся по парку волгоградцам об опасности. Родственники Игоря Давыдченко уверены, что он мог бы воспользоваться парашютом, но до конца оставался в самолете, опасаясь напрасных жертв. Ведь всего в нескольких десятках метров от места падения – многоквартирные жилые дома и оживленный проспект Ленина.

Обломки сгоревшего Як-52 убрали с места трагедии только спустя сутки.

– 2 мая я ехал в трамвае и неожиданно услышал разговор мальчишек о падении самолета в парке Краснооктябрьского района, – вспоминает художник, фотограф и историк Виктор Коваль. – Я тогда очень сильно увлекался авиацией и, разузнав у ребят подробности, сразу же пересел на обратный трамвай. Хотел успеть по горячим следам. Рядом с местом трагедии уже выстроилась толпа зевак. Зона падения Як-52 была огорожена красной линией. На земле оставались лишь обломки сгоревшего самолета, окровавленная тельняшка и куртка погибшего пилота Игоря Давыдченко.

Вскоре на микроавтобусе к месту трагедии привезли жену летчика и маленького мальчика. Толпа неотрывно наблюдала, как женщину пропустили за ограждение, и она опустилась на колени перед вещами погибшего мужа.

– Я же в это время решил зарисовать картину происшествия, чтобы потом отправить эти рисунки отцу в Белоруссию, – рассказывает Виктор Коваль. – Вокруг места трагедии собралось много военных, толпились жители близлежащих домов, поэтому я отошел в пешеходную зону проспекта Ленина.

Наброски я сделал очень быстро, но в то же время постарался не упустить важных деталей и воссоздать подробную картину катастрофы. Я даже прошелся рядом с ограждением и нашел в траве небольшой обломок крыла или стабилизатора. Взял этот кусочек домой, а потом приклеил к своему рисунку остаток красной краски сгоревшего Як-52.

Спустя 24 года после трагедии официальной причины гибели летчика не знают даже его родственники. Брат Игоря Олег Давыдченко вспоминает, как после падения Як-52 к ним домой приходили целые делегации начальников и журналистов.

– Корреспонденты один за другим выдавали сенсацию с заголовком «Хулиганство летчика». Они в красках рассказывали, как брат решил побравировать перед своей женой, живущей в поселке Металлургов. Якобы Игорь специально полетел вдоль проспекта и начал махать крыльями самолета. Никто даже не захотел узнать, что к тому моменту он уже не жил со своей супругой и как инструктор не стал бы приветствовать ее таким экстремальным способом.

По словам коллег Игоря Давыдченко, возможные причины падения самолета всегда рассматриваются по трем направлениям: техническая неисправность, ошибка пилота или фатальное стечение обстоятельств. Так, не исключалось, что добраться до аэродрома ему могла помешать попавшая в лопасти самолета птица.

– У всех пилотажных винтовых самолетов, к которым относится и Як-52, лопасти сделаны из дерева, – рассказывает один из бывших курсантов Игоря Давыченко. – Удар – и из-за неоправданного повышения оборотов начинается раскрутка мотора, и лопасти могут просто разлететься. Кстати, на месте трагедии их так и не нашли.

Еще одной возможной причиной падения Як-52 с летчиком Игорем Давыдченко за штурвалом его коллеги называют столкновение самолета с достаточно высокой линией электропередачи на 39-й Гвардейской. В тот день на город налетали сильные порывы ветра, из-за чего пилот мог непреднамеренно снизить высоту.

– Версию просчетов пилота мы рассматриваем в последнюю очередь – ведь он же был асом, выполнявшим все самые сложные элементы, – говорят его коллеги. – Каждый год Игорь обучал по пять курсантов, наглядно и очень доходчиво объяснял им, как выходить из экстремальных ситуаций. Но сам он тогда уже ничего не успел исправить.

Сейчас на месте падения самолета в парке стоит хвостовое оперение с табличкой. Не от погибшего Як-52, а от почти однотипного L-39 Albatros. Также часть самолета установлена памятником и на могиле летчика-инструктора в Волжском.

– Я не думаю, что после той катастрофы проводилось серьезное расследование. Пилот погиб, а значит, уже не так важно обвинять его или оправдывать, – уверен Олег Давыдченко. – Каждый просто хотел усидеть в своем кресле. Но мы не бились за какие-то посмертные звания и награды. Важнее для нас было то, что каждый Первомай коллеги Игоря, опытные летчики, собирались у нас дома и вспоминали его как пилота высокого класса и просто очень хорошего человека, так рано ушедшего от нас в небо над Волгоградом.

Трагическая гибель летчика-инструктора Игоря Давыдченко стала не единственной на праздничных авиашоу в Волгограде. Два года спустя, 9 мая 1995 года, во время проведения воздушного парада в честь Дня Победы в центре города на глазах у большого количества людей разбился парашютист – начальник отделения СОБР УБОП при УВД Волгоградской области Степан Цуцунава. Мастер спорта, совершивший более трех тысяч прыжков, в том числе на Северный полюс, выполнял прыжок повышенной сложности с вертолета. Во время прыжка стропы захлестнуло, и парашют не раскрылся. Запасного парашюта у Степана Цуцунава не было. После падения во дворе дома №2 по улице Мира он был еще жив и умер по дороге в больницу.

Виктория Рындина
Фото: Фото Виктории Рындиной, схемы и рисунки Виктора Коваля

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
17
ТОП 5
Мнение
Делайте так и будете стройняшкой. Нутрициолог — о том, как не наесть лишние килограммы за Новый год
Марина Лубешко
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
Работа в −50, алкоголь и тоска по дому: нефтяник — о том, как празднуют Новый год на вахте
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси откровенно рассказал о том, что его бесит в работе
Михаил Швалёв
Самозанятый, водитель-партнёр «Яндекс Такси»
Рекомендуем
Объявления