В пятницу в Волгограде областная квалификационная коллегия судей определится: отзывать или нет согласие на уголовное дело в отношении судьи Городищенского районного суда Татьяны Рыжих, которую обвиняют в смертельном наезде на двух братьев-пешеходов. Если коллегия скажет да, уголовное дело против судьи будет прекращено.
Скрылась с места трагедии
Напомним, родные братья, жители Городищенского района 36-летний Василий и 28-летний Виктор Егоровы, погибли вечером 28 апреля 2015 года около поселка Селезневка. В 20:55, направляясь к своему припаркованному автомобилю, они начали переходить проезжую часть, но, увидев машину, остановились на разделительной полосе. По словам брата погибших Ивана Егорова, их сбила ехавшая на высокой скорости машина, обгонявшая попутный КАМАЗ. Василий и Виктор скончались на месте. Виктор получил массу травм, а Василия отбросило на другие машины и по нему вдобавок еще проехал грузовик.
В ходе осмотра места происшествия были обнаружены детали кузова внедорожника. Позднее сотрудники полиции установили, что за рулем сбившего братьев кроссовера KIA Sportage находилась 35-летняя судья Городищенского районного суда Татьяна Рыжих, которая скрылась с места смертельного наезда.
Добиться возбуждения уголовного дела против судьи удалось следствию только в конце января прошлого года. Председатель СКР Александр Бастрыкин внес в квалификационную коллегию судей Волгоградской области ходатайство о возбуждении дела по статье «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц» в отношении Татьяны Рыжих. Тогда коллегия представление Бастрыкина удовлетворила. Судья пыталась оспорить решение, но безуспешно. Сейчас ей уже предъявлено окончательное обвинение, и Рыжих знакомится с материалами дела. Но подала и ходатайство в квалифколлегию судей, настаивая на пересмотре решения о возбуждении дела «в связи с вновь открывшимися обстоятельствами».
«Меня больше волновало, что я скажу мужу»
Впервые за два с лишним года разбирательств Татьяна Рыжих решила высказать и свою позицию в СМИ. Она считает себя полностью невиновной и неприкосновенной как судья. Фотографироваться отказывается наотрез: ссылается, что судья – персона не публичная.
Как рассказала V1.ru Татьяна Рыжих, в тот вечер она возвращалась домой с работы, а повреждения своей машины, в том числе оторванное зеркало, увидела только потом.
– На трассе было неосвещенное место, где я внезапно почувствовала удар по машине, – говорит Татьяна Рыжих. – Действительно, после этого я не остановилась. Я не поняла, что произошло, а так как работаю судьей, то не исключала, что в мою машину могли что-то бросить из мести. Поэтому останавливаться вечером в безлюдном месте я побоялась. Что машина помята, я узнала только когда вышла из салона около магазина рядом с домом. Оторвало зеркало со стороны водителя и смяло левую сторону. Я даже предположить не могла, что случилось. И не скрывалась. Меня больше в тот момент волновало, что я скажу про повреждения мужу.
По словам Татьяны Рыжих, о сбитых насмерть двух пешеходах она узнала только через несколько часов, когда полицейские вышли на ее супруга и попросили ключи от машины для проведения следственных действий.
– Позвонил муж и рассказал, что на трассе сбили мужчин и якобы наша машина участвовала в наезде. Я не пыталась скрутить номера, не сообщала, что за рулем находился муж, автомобиль я не бросала, а поставила его на освещенную парковку у магазина, – утверждает Татьяна Рыжих. – Если бы я хотела скрыть следы преступления, то загнала бы машину в гараж и спрятала ее от посторонних глаз.
Татьяна Рыжих продолжает настаивать на том, что не только не видела стоящих на дороге братьев Егоровых, но и считает, что пешеходов сбили другие машины.
– У моей машины не разбило передний бампер. Поврежден только бок и оторвано зеркало. Если бы я сбила ребят, наверняка повреждения моей машины были бы другими, – считает Татьяна Рыжих. – А у встречной машины ВАЗ-2114, напротив, разбит бампер и противотуманная фара. Утверждать, где именно стояли пешеходы, я не могу, поскольку их не видела, но, считаю, что их сбил ВАЗ, а потом одного из мужчин переехал большегруз. Мы проводили независимые трассологические экспертизы, в которых указано, что повреждения на моей машине образовались после отброса пешеходов. То есть наезд на них я не совершала. Однако следствие эти документы во внимание не приняло.
Татьяна Рыжих настаивает, что о говорить о ее виновности преждевременно. Кроме того, утверждает, что предлагала помощь семье погибших, но с нее запросили слишком много.
– Я сама мать, и понимаю, как это тяжело потерять ребенка, тем более двоих, и я знала о тяжелом материальном положении той семьи, – утверждает Татьяна Рыжих. – Даже хотела помочь деньгами в организации похорон. Но, когда мы вышли на адвоката Егоровых, он предложил примирение, потребовав 2,4 миллиона рублей. Таких денег у меня не было и нет, а на меньшую сумму их защитник не согласился. При этом закон позволяет родственникам обратиться в суд с иском о компенсации ущерба, но до сих пор ни к одному из нас исков предъявлено не было.
По словам Татьяны Рыжих, ходатайство в квалифколлегию судей было подано еще в апреле, а рассматриваться будет только в эту пятницу, поэтому и не связано с предъявлением ей окончательного обвинения.
– По закону «О статусе судей» судья неприкосновенен. И проведение следственных действий в отношении меня возможно только после решения, принимаемого судебной коллегией в составе трех судей, – заявляет Татьяна Рыжих. – Когда мы начали выяснять, есть ли такое решение в материалах уголовного дела, оказалась, что его нет. Получается, что проверка проводилась с формальным, но, по моему мнению, фундаментальным нарушением. И, значит, не могла быть положена в основу получения согласия на возбуждение уголовного дела. Многие обвиняют меня, что добиваюсь закрытия дела, что имею статус судьи и пользуюсь этим. Это не так. Сейчас я не работаю, о каких связях можно говорить? Я не хочу уйти от ответственности, я просто право имею.
Татьяна Черепанова
Фото: Татьяна Рыжих