Местонахождение: набережная имени 62-й Армии, 1а.
Это здание по праву считается одним из ярких образцов советской архитектуры периода восстановления Сталинграда после Великой Отечественной войны. Ресторан «Маяк» изящно возвышается на обрыве над Волгой на пересечении набережной 62-й Армии и улицы Краснознаменской.
Ресторан «Маяк» хорошо знаком не только волгоградцам, но и гостям города и тем, кто видел Волгоград только на фотографиях. Но не все знают его богатую историю.
На том месте, где сейчас стоит ресторан «Маяк», в далеком 1589 году была построена первая церковь Царицына — храм святого пророка Иоанна Предтечи. Здание было деревянным, и всего через 10 лет его уничтожил пожар. В 1615 году церковь восстановили, а в 1664-м перестроили в каменную. Это было первое каменное здание Царицына.
Советская власть отнеслась к храму крайне недружелюбно, и в 1932 году церковь была взорвана. Восстановленное здание Иоанно-Предтеченского храма расположено неподалеку от прежнего местоположения, в парковой зоне.
В 1930-е годы на месте нынешнего «Маяка» на фундаменте храма был построен деревянный ресторан «Прибой».
За характерный внешний вид сталинградцы мгновенно прозвали его «Шанхаем». В войну здание было уничтожено.
Во время Сталинградской битвы в остатках фундамента размещалась советская артиллерия, затем пехота. После того, как немцы вышли к Волге, они превратили фундамент «Шанхая» в свой опорный пункт обороны, которая простиралась по линии нынешней верхней террасы набережной вплоть до здания музыкального театра. Известны фотографии немецких корреспондентов, запечатлевших для истории солдат вермахта, окопавшихся у памятника Хользунову и замаскировавших пушку у статуи Венеры на входе в театр.
В 1950-х годах город активно восстанавливался. Особое внимание уделялось набережной и прилегающим к ней территориям, в архитектуре активно использовалось классическое наследие. И ресторан «Маяк» стал одним из важных акцентов набережной.
Нынешнее здание ресторана в стиле неоклассицизма было построено в 1955 году по проекту знаменитого волгоградского архитектора Ефима Левитана. Заказчиком строительства выступил трест ресторанов и кафе. «Маяк» стал первым рестораном восстановленного после войны Сталинграда.
Здание выполнено в монументальных формах с элементами классического стиля и представляет собой три барабана разного диаметра: 35, 18 и 13 метров, поставленных друг на друга. Украшенная лепниной колоннада формирует открытую террасу на первом этаже здания, с которой открывается великолепный вид на Волгу. Венчает сооружение остроконечный металлический шпиль с флюгером в виде парусника.
В 1984 году при подготовке к празднованию 40-летия победы в Великой Отечественной войне здание было реконструировано при участии узбекских реставраторов. Его интерьеры украсил декор из резного ганча (разновидности гипса). Это орнаментальное искусство широко распространено в Узбекистане с XVIII века.
Реставраторы из Узбекистана оказались в Волгограде не случайно. К праздничной дате все союзные республики решили сделать Сталинграду свой подарок. В результате национальные колориты братских республик Советского Союза получили 15 крупнейших ресторанов, магазинов и кафе центра Волгограда, а «Маяк» на некоторое время стал «Ташкентом». Впрочем, вскоре он вернул прежнее название.
Первоначальный облик левитановского «Маяка» изменила одна из капитальных реконструкций по проекту архитектора Юрия Коссовича — автора храма Всех Святых на Мамаевом кургане. Изменения в облике «Маяка» категорически не нравились самому Ефиму Левитану, не раз заявлявшему, что, даже если не обращать внимания на различные изменения, добавленное по новому проекту крыльцо может подойти какому угодно зданию, но только не «Маяку».
Последняя реконструкция ресторана прошла в 2006 году и касалась в основном внутренних интерьеров, оформленных в морском стиле.
Центральная набережная Волгограда и по сей день считается одной из лучших на Волге, а здание ресторана «Маяк» является и удачным ее началом, и достойным акцентом. «Маяк» официально признан объектом культурного наследия регионального значения и находится под охраной государства. При этом ресторан продолжает работу по своему изначальному профилю, оставаясь в то же время одним из красивейших зданий Волгограда и одной из характерных работ заслуженного архитектора РСФСР Ефима Левитана.
Друг Левитана архитектор Станислав Власовский тонко подметил это в своей эпиграмме:
Его рисунок точен,
Легка его рука,
И стиль его отточен,
Как шпиль у «Маяка».