Город В Волгограде не знают, что делать с останками защитников Сталинграда

В Волгограде не знают, что делать с останками защитников Сталинграда

Дальнейшее пристанище потревоженных при раскопке братской могилы останков остаётся загадкой.

Информация о раскопанном тайком братском захоронении встревожила волгоградцев

В Тракторозаводском районе Волгограда поисковики продолжают извлекать останки погибших во время Сталинградской битвы безымянных защитников Сталинграда, захороненных в посёлке Нижний Тракторный. Волгоградцев удивила быстрая реакция властей на обращение 80-летней пенсионерки, а также насторожили предположения, что через территорию парка, где находится несколько захоронений кадровых военных, ополченцев и мирных жителей, хотят проложить рокадную дорогу.

Источник:

Как рассказала V1.ru жительница поселка Нижний Тракторный Валентина Арефьева, которая обратилась в областной военкомат с просьбой провести археологические изыскания, желание сохранить и увековечить в памяти потомков безымянные захоронения появилось у нее давно.

— Ещё в школьные годы для создания музея боевой славы я вместе с одноклассниками опрашивала ветеранов и собирала артефакты: каски, оружие, патроны. Тогда свидетели Сталинградской битвы и сообщили, что на Нижнем Тракторном находится много захоронений. В одних могилах лежат жертвы ковровых бомбардировок 23—26 августа 1942 года, в других погребены защитники города. Когда немцы подошли к тракторному заводу, на его оборону встали рабочие вместе с солдатами и сотрудниками НКВД. Известно, что в месте, где сейчас ведутся раскопки, был похоронен 51 из 57 участников этой группы. Шестеро оставшиеся в живых были включены в состав группы полковника Горохова, — поделилась Валентина Арефьева. — В 2010 году ветераны-афганцы и инициативная группа обратилась к администрации с проектом благоустройства, с предложением увековечить это место, где могут находиться тысячи погибших. Но, сославшись на отсутствие средств, его отклонили. Мы хотели и хотим, чтобы здесь был создан мемориал погибшим солдатам и гражданскому населению. В 2011 году, когда я, уйдя на пенсию, приобрела в посёлке жильё, обратилась с проектом ещё раз. Но получила ответ, что здесь ничего делаться не будет, так как давным давно (в соответствии со справкой, на которую ссылаются чиновники, перезахоронение было якобы произведено в 1965 году. — Прим. ред.) 250 останков уже были перезахоронены на Мамаевом кургане, а территория зарезервирована под строительство рокадной дороги.

Получив в мэрии от ворот поворот, весной этого года я обратилась в областной военкомат, чтобы поисковики провели разведку и подтвердили, что здесь лежат человеческие останки. Написала по поводу всех могил, но пока занялись одной. Если их все открыть, кто их будет караулить? Зимой откопать всех просто невозможно.

По словам Валентины Арефьевой, не только в парке, где сейчас работают поисковики, но и на территории всего посёлка находятся массовые захоронения и артефакты времён войны.

— Здесь погибло много солдат и мирных жителей. Это захоронение представляло воронку от авиационной бомбы, где закапывали убитых, рядом находится ещё несколько таких воронок. Гражданское население хоронили в траншеях, которые выкапывали трактором. Их хорошо видно сейчас даже невооружённым глазом. Посёлок стоит на костях. У электросетей лежит советский танк. Его как огневую точку закопали в песок во время боёв, а при прокладке коммуникаций в советские времена обнаружили вместе с костями, оружием и амуницией солдат. Местное население начало всё растаскивать и от греха подальше его быстро закопали. На обрыве у Волги засыпан немецкий перевёрнутый танк, а на берегу лежит баржа, перевозившая раненых на другой берег.

Металлическая ложка - один из предметов, обнаруженных в братской могиле
Источник:

Пожилая женщина объясняет своё желание потревожить останки лежащих в посёлке Нижний Тракторный защитников и невинных жертв Сталинградской битвы опасением за их дальнейшую судьбу.

— Очень хочется, чтобы на этом месте был создан мемориальный комплекс. Ещё в советские годы сюда приезжали делегации из других городов и стран, чтобы почтить память погибших. Не хочется, чтобы потомкам пришлось доказывать властям, что это место памятно и трагично. Не дай Бог здесь начнут что-нибудь строить, будь то рокадная дорога или частные постройки. Лучше поставить памятник, очертить охранные зоны, закрепить во всех документах, что тут лежат сталинградцы. Ведь весь квадрат в могилах. Нельзя прокладывать здесь никакую рокадную дорогу. Если не получится сделать мемориальный комплекс, то было бы логично перезахоронить останки на алюминиевом кладбище ТЗР. Опять же, здесь лежат даже целые семьи, и необходимо всех хоронить вместе.

Мужчина по имени Сергей, проживающий в посёлке Нижний Тракторный, рассказывает, что с ранних лет вместе с местными мальчишками находил образцы оружия, амуниции и человеческие останки.

— В детстве мы находили много оружия, патроны, кости. Они здесь практически везде. И все в районе об этом знают. Никто не задавался мыслью здесь всё перекопать, потому что понимали, что рыть придётся практически всё. Раскапывали и советских солдат и немцев, потом закапывали поглубже, а артефакты забирали и играли с ними. Более старшее поколение рассказывало, что в этих местах расстреливали немецких военнопленных, но место показывать не хочу, а то поднимется шум, как с мальчиком в Бундестаге. Лежат себе мирно и пусть лежат.

Валентина Арефьева обратилась в военкомат с просьбой поднять все захоронения, но начало работ вызвало негативную оценку многих общественников.

В день, когда в Волгоградской области пышно праздновали 75-летнюю годовщину начала разгрома немецких войск под Сталинградом, гражданский активист Илья Александров сообщил, что по его сведениям, земля, на которой проводятся раскопки, выкуплена частным лицом, а перенос останков потребовался в связи с планами построить на этом месте дорогу и жилой комплекс.

Руководитель археологической секции ВРО «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» Евгений Круглов увидел в действиях поисковиков признаки нарушения законодательства.

— Пока полного видения нет, — оговаривается Евгений Круглов. — Но, на мой взгляд, все-таки налицо нарушение закона о братских захоронениях. Говорят о неизвестном захоронении, а оно учтённое, которое власти не признают. Странно, что 80-летняя бабушка в свои годы пишет запрос, и могилы сразу вскрывают. Месяц назад у города не было средств, чтобы перезахоронить останки, найденные в Комсомольском саду. А тут вдруг вскрывают без какой-либо известной мне разрешительной документации. Контуры не оформлены, кости торчат прямо в раскопе. Нет соблюдения технологии проведения раскопок. Складывается ощущение, что за этим что-то стоит. Может быть, хотят построить здание или что-то ещё.

Данные о тех, кто захоронен в могилах, должны быть у ФСБ. Необходимо подключать их архивы, где хранятся карты со списками погребённых. Хотя возможно это не даст результатов. Вопрос к поисковикам и к бабушке: зачем тревожить останки и бесполезно пытаться установить имена военных и ополченцев? Ведь это, скорее всего, невозможно, так как кости перемешаны, и людей установить никак нельзя. Да, ухода за территорией парка нет, но это наблюдается по всей стране. Ничего не говорят и про могилы к югу от парка. Они занимают место в сотни раз больше по площади, чем там, где сейчас копают.

Этот компас, скорее всего. принадлежал одному из ополченцев

Поисковики после негативных публикаций в СМИ и социальных сетях с горечью признают, что пока не знают, будут ли они заниматься работами на всём участке.

Как рассказала V1.ru председатель правления Волгоградской региональной молодёжной общественной организации «Поиск» Светлана Князева, по её мнению, на трагедии тысяч изломанных судеб сейчас хотят поднять бессмысленный шум.

— 25 октября мы получили от «Волгоградпатриотцентр» письмо об обращении местной жительницы и с 11 ноября начали проводить разведку. Раньше заняться этим не получалось, так как все силы были брошены на исследование поднятого со дна Волги бронекатера. Мы уведомили администрацию Тракторозаводского района и полицию о проводимых раскопках. Претензий к нам ни у кого нет. Жители показали яму. Между двумя тропинками находятся две ямы, рядом нет ни памятников, ни плит. Также обнаружен бугорочек, заросший травой. Предположительно, там ещё одно захоронение.

По словам Светланы Князевой, проведение археологических изысканий осуществляется с соблюдением всех правил и уже дало предварительные результаты.

— На вчерашний день обнаружено 49 останков. При подъёме нашли ложку и солдатский медальон. Он оказался пустым. Яма большая. Территория огорожена, вокруг места раскопок организовано круглосуточное дежурство. Останки разложены рядом для фотоотчета и внесения в протокол. Они лежат под охраной, накрыты брезентом и опечатаны.

Председатель правления Волгоградской региональной молодёжной общественной организации «Поиск» считает, что парк, на территории которого находятся захоронения, был специально разбит, чтобы не допустить застройки данного участка.

— Многие знают, что на Нижнем Тракторном было братское захоронение, но не стандартное. Погибших просто засыпали землёй. Когда-то здесь стоял даже памятник. Но в 1965 году министерство обороны приняло решение об укрупнении захоронений. Одну из ям, в которых лежали останки погибших, подняли и перенесли на Мамаев курган. Везде отписались, что захоронений здесь больше нет, хотя остались лежать многочисленные останки ополченцев, мирного населения и бойцов Красной Армии. Специально в этом месте разбили парк, чтобы это место не застроили. Высаживали деревья. Понятно, что здесь не одна яма с останками. Но сейчас разобраться хотя бы с этой, пока позволяют погодные условия.

Обрывки газеты и патрон для крупнокалиберного пулемета

Место для перезахоронения обнаруженных останков ещё не определено. Погибшие защитники Сталинграда могут рассчитывать на последний приют на Мамаевом кургане или Россошках, а судьба мирных жителей так и не ясна.

— Согласно действующему федеральному закону о перезахоронении погибших воинов, останки должны быть перезахоронены на мемориальном воинском кладбище. В Волгограде их два: Мамаев курган и комплекс в Россошках. На Мамаевом кургане несколько лет назад хоронить перестали, хотя мы и подняли недавно этот вопрос перед губернатором Волгоградской области. Обнаруженные останки планируется хранить в специальных контейнерах в Россошках до официального перезахоронения со всеми полагающимися почестями. Будут ли они перезахоронены именно там, говорить трудно. Решение будет принимать администрация. Возможно, будут рассматривать для перезахоронения мемориал бойцам-ополченцам, — пояснила Светлана Князева. — Вопрос о перезахоронении перед нами не стоит. В любом случае останки необходимо предать земле с воинскими почестями. А место должны решить в администрации вместе с местными жителями. Наша задача найти и по возможности установить, кому принадлежат останки. А уже на основе установленных данных и принимать взвешенное решение. К нам уже обратились ставропольцы, которые ищут своих земляков, воевавших в Сталинграде. Есть архивные данные, что они воевали в этом районе.

Неприятно, что нас поливают грязью. Даже если захоронены ополченцы, они были защитниками Сталинграда. Мы понятия не имеем ни о рокадной дороге, ни о планируемом якобы строительстве. Мы пришли поднять бойцов по запросу местной жительницы, которая говорит: «Я умру, а никто и знать не будет, что здесь находятся захоронения».

Еще одна находка - складной нож

По словам директора ГБУ ВО «Центр патриотической и поисковой работы» Алексея Новикова, никаких «подводных камней» в том, что поисковики оперативно отреагировали на обращение Валентины Арефьевой, нет. В учреждении с обращениями об обнаруженных захоронениях работает отдельный специалист, который еженедельно получает по несколько писем.

— Мы постоянно отрабатываем получаемые запросы. Они приходят из многих районов региона. Работой с ними занимается отдельный специалист. В среднем за неделю приходит два-три обращения. Но не всегда получаемая информация достоверна при проведении проверок. Например, в прошлом году нам сообщили, что в Среднеахтубинском районе находится госпитальное захоронение. Поисковики его в том месте не нашли, а обнаружили позднее в другом. В ходе последней Вахты Памяти нашлись родственники погибшего красноармейца, установленного ещё в 2005 году. Случается и обратная ситуация, когда места захоронений и родственники находятся быстро, — отметил Алексей Новиков. — Всё, что происходит вокруг посёлка Нижнего Тракторного, похоже на желание поднять политический скандал. После проведенной поисковой разведки информация Арефьевой подтвердилась, тогда члены ВРМОО «Поиск» начали работу по поднятию защитников Сталинграда, в соответствии с законодательством РФ и местными нормативными документами. Отмечу, никакого строительства на месте раскопа ранее не велось, яма — свидетельство начала работ по поднятию бойцов. Обнаруженные останки — это не вскрытые воинские захоронения. Об этом свидетельствует даже то, что кости перемешаны и лежат друг на друге в различных положениях. Проводится эксгумация останков. Поднявшийся переполох по поводу того, что ополченцев нельзя перезахоранивать в Россошках, не совсем состоятелен. Если с завода «Баррикады» рабочие уходили на фронт, то в составе соединений под номерами воинских частей. Предстоит установить, кто это может быть. Не могу пока ничего утверждать точно, так как поисковая работа ещё ведётся и не завершена. В любом случае ополченцы — действующие защитники Сталинграда!

В комитете транспорта и дорожного хозяйства администрации Волгоградской области пояснили, что участок парка ВГТЗ с захоронениями на его территории не зарезервирован под рокадную дорогу.

— Земля под строительство рокадной дороги в Тракторозаводском районе не зарезервирована. При заключении государственного контракта на разработку проектной документации по объекту строительства автомобильной дороги в обязательном порядке предусматривается согласование плана размещения объекта и проектные решения, в том числе с комитетом культуры Волгоградской области, включая получение положительного заключения историко-культурной экспертизы. Предусматривается также проведение историко-культурной экспертизы в отношении земель, подлежащих воздействию земляных работ.

Как рассказал V1.ru источник в администрации Волгоградской области, проводимые раскопки не могут быть связаны со строительством рокадной дороги.

— Проект рокадной дороги существует давно, но на его реализацию в региональном бюджете средств нет, а федеральное финансирование вряд ли поступит. За последние годы в дороги региона и так вложили около 39 миллиардов рублей. Один километр нулевой продольной обошёлся дороже миллиарда, и средства выделили в рамках подготовки инфраструктуры к ЧМ-2018. А на дорогу мимо разрушенных волгоградских заводов никто выделять 8–9 миллиардов не будет. Так что всё это домыслы журналистов и желающих попиариться общественников.

Фото: Илья Александров

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
80
ТОП 5
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Мнение
«Становится приятнее возвращаться домой»: организатор пространства рассказала, как правильно расхламляться
Анастасия Карачаровская
Мнение
«Государство тратит на нефтяников триллионы». Эксперт жестко ответил ФАС из-за спора о цене бензина
Артём Краснов
Редактор раздела «Авто»
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси откровенно рассказал о том, что его бесит в работе
Михаил Швалёв
Самозанятый, водитель-партнёр «Яндекс Такси»
Рекомендуем
Объявления