Журналистка популярного американского издания «Нью-Йорк Таймс» Сара Лайэлл побывала во время чемпионата мира по футболу в Волгограде и занялась вопросом его возможного переименования.
Как и многих гостей города-героя, репортёра восхитил Мамаев курган.
— Женщина с мечом в руке возвышается на фоне неба, как ангел мести. Скульптура настолько большая, что её можно увидеть издалека, в том числе с «Волгоград Арены». У её подножия захоронены десятки тысяч людей, погибших во время Сталинградской битвы, в ходе сражения, которое навечно определило существо этого города.
Иосифа Виссарионовича Сталина американка увидела в современном Волгограде.
— Сам Иосиф Сталин исчез из этого города в 1961 году, когда его имя было вычеркнуто из советских книг по истории, и одним росчерком пера Сталинград превратился в Волгоград. Однако Сталин продолжает жить в его душе, — пишет журналистка. — Его портрет можно обнаружить на сувенирах — фляжках, игральных картах, настенных часах, брелоках, зажигалках, футболках и кружках. Нынешний президент Владимир Путин тоже рядом. Тарелка с его портретом находится рядом с тарелкой с портретом Сталина.
Сара Лайэлл зашла в гости к владельцу волгоградского музея Сталина Ирине Рубаевой.
— У неё на столе стоит фигурка веселого «Дядюшки Джо», а более властное его изваяние находится у стены. По её словам, ей нравится то, что он ее повсюду окружает. Более того, она считает, что настало время восстановить прежнее и связанное с его именем название города, почти вся история которого принадлежит ему, — написало «Нью-Йорк Таймс». — Она представляет взгляды меньшинства жителей Волгограда, поскольку две трети его населения выступают за сохранение нынешнего названия. Оставшаяся треть разделена на сторонников Сталинграда и Царицына.
Репортёр отметила важную роль Сталинградской битвы во Второй мировой войне.
— Сталинградская битва, в ходе которой погибли около двух миллионов человек, считается одной из самых кровопролитных в военной истории, и она стала поворотным пунктом в борьбе союзнических сил против нацистов.
Издание отмечает, что сторонники переименования города мотивируют своё желание не только сохранением памяти защитников Сталинграда.
— Речь, конечно же, идет о чём-то большем, чем просто о войне. «Это также связано с тем, что борьба сторонников и противников Сталина продолжает оставаться важной для России», отметил профессор истории и международных отношений Европейского университета в Санкт-Петербурге Иван Курилла в своем сообщении, отправленном по электронной почте. «Некоторые защитники Сталина никогда не признают этого — они используют эту полемику по поводу названия города для объяснения своей позиции».
Сара Лайэлл спросила мнение известного волгоградского историка-краеведа Романа Шкоды.
— В случае с Волгоградом это еще и вопрос имиджа, вопрос брендинга. «Никто не знает Волгоград, но все знают Сталинград», — сказал Роман Шкода, выступающий за возвращение городу первоначального названия Царицын.
Журналистка пообщалась и с местными коммунистами.
— Региональное отделение КПРФ изменило своё официальное название в 2013 году, и теперь оно называется Сталинградское региональное отделение Коммунистической партии Российской Федерации. Слово «Волгоград» означает просто «город на Волге», что не очень интересно, — рассказала «Нью Йорк Таймс» лидер волгоградских коммунистов Тамара Головачёва.
Американцы пишут, что Сталина вспоминают добрым словом не только в Волгограде.
— В грузинском городе Гори, где родился Сталин, местная компартия восстановила его памятник, который ранее был демонтирован. В 2014 году в России, в незадолго до этого аннексированном Крыму, был открыт памятник, изображающий Сталина рядом с Уинстоном Черчиллем и Франклином Рузвельтом, с которыми он встречался во время Ялтинской конференции 1945 года, посвященной разделу послевоенной Европы.
Автор «Нью-Йорк Таймс» заметила особенное отношение волгоградцев к истории своего города.
— Вопрос о том, как относиться к истории, является весьма деликатным во многих районах этого города, ведь может оказаться так, что вы будете ходить там по мёртвым.
Публикация американского издания завершается словами волгоградки.
— Я родилась и выросла в Волгограде. Для меня он связан с очень простыми, земными вещами. Такими как деревья в нашем саду, с походами в кино вместе с родителями, с посещением пляжей на берегу Волги. Волгоград — это очень мирное название для очень мирного города.
Алексей Серебряков