Каждый год в России 17 детей погибают на детских площадках. Но это неточно: официальной статистики нет. Более того, в стране всё это время никто официально не контролировал безопасность горок и качелей в наших дворах. Практически в каждом дворе можно найти опасную площадку, а безопасной отныне будет считаться только та, где у каждой горки и карусели есть срок годности и сертификат.
В Ростове родители несколько месяцев вели борьбу с дырявой горкой, на которой страдали малыши, в Омске школьник провалился в дыру на мостике детского корабля — похожие истории найдутся везде, где есть площадки. Эти случаи в официальную статистику никто не подбивает, кроме экспертов по сертификации детских площадок. Цифру 17 называет Наталья Зинченко, руководитель группы компаний «ДАР», эксперт по сертификации детского игрового оборудования, которая сама прошла через такую же историю (ее ребенок получил травму, играя во дворе. — Прим. авт.). К статистике по погибшим она прибавляет еще сотни травмированных детей — данные эксперт берет из СМИ, но если бы их предоставляли скорая помощь, правоохранители и надзорные органы, статистика выглядела бы еще тревожней, считает она.
— Раньше я называла цифру 11, а теперь говорю 17. Это только смертельные травмы, полученные детьми на кортах и детских площадках. И эта цифра не уменьшается, — рассказывает эксперт.
Отрасль, связанную со здоровьем и безопасностью детей, в России не регулировали годами: для качелей, каруселей, горок и прочих конструкций детского счастья были прописаны десятки ГОСТов, только за их соблюдением никто не следил. Производители особо не заморачивались шириной сидений на качелях, а эксплуатанты (в первую очередь, управляющие компании, ТСЖ и административные органы, которые занимаются закупками и установкой оборудования. — Прим. авт.) — материалами, из которых эти качели сделаны. Поэтому дворы заполонили яркие, но дешевые китайские площадки, источающие запах паленого пластика летом и ломающиеся от крепкого мороза зимой.
Всё меняется 17 ноября: с этого дня в России начинает действовать регламент «О безопасности детских игровых площадок». Его разработали технические эксперты и сотрудники заводов-изготовителей качелей, каруселей и горок и подписали страны-участницы Евразийского экономического союза, куда, кроме России, входят Армения, Беларусь, Киргизия и Казахстан. С документом меняется порядок работы всех производителей: сначала горка или карусель будет получать документ, гарантирующий ее безопасность, а уже потом уйдет на продажу. Та же судьба постигнет зарубежные товары: перед покупкой их будут тестировать российские эксперты.
В регламенте прописано, из каких материалов и как заводы будут делать аттракционы, вплоть до длины цепей, на которых висят качели, и количества выходов из игрового домика. Производитель будет устанавливать срок годности своему товару, а эксплуатанты будут обязаны после этих сроков оборудование убрать. Всё это, считают авторы регламента и эксперты, позволит снизить число детских травм и смертей на площадках, однако есть небольшой нюанс: строгий регламент распространяется только на те площадки, которые выпустят после 17 ноября 2018 года. Старые так и останутся потенциально опасными.
Это железо качать не стоит
Железные горки и скрипучие качели времен СССР из наших дворов начали массово вывозить только в последние 10 лет: благодаря программам благоустройства в регионах множатся яркие площадки с лабиринтами, домиками и миниатюрными качелями, качество которых на самом деле никто не проверял.
— Производители жили в условиях добровольной сертификации — так было проще и дешевле. Можно было купить бумагу за три-пять тысяч рублей и участвовать с ней в тендерах, по всей стране свою продукцию предлагать, — объясняет Андрей Петренко, судебный и технический эксперт в области аттракционов, аквапарков, детских игровых площадок и развлекательного оборудования. — Никто не проверял качество этих сертификатов, поэтому производители делали, что хотели, и продавали свои горки и качели по низкой цене. Из-за этого случилось очень много бед.
С новым регламентом бизнесменам придется напрячься во всех смыслах: во-первых, привыкнуть к новому порядку — сначала экспертиза готового изделия, а уже потом его продажа; во-вторых, процесс от постройки горки до получения бумаги от технического эксперта, который значительно затянется по времени.
Безопасность площадок складывается не только из того, как эти площадки сделали, но и из того, как их обслуживают и эксплуатируют, объясняют на заводах-производителях. В регламенте четко прописано, что после срока эксплуатации оборудование использовать нельзя, а значит, его придется или убрать, или закрывать от детей. В среднем детская площадка может прослужить 10 лет.
Но поверить в то, что горки будут менять каждые 10 лет, сложно даже коммунальщикам:
— Площадку, которая не подходит под параметры безопасности, управляющей компании проще снести, чем постоянно вкладывать в нее деньги. — говорит Илья Сотонин, управляющий «Лиги ЖКХ». — На площадки тратятся деньги жителей, а стоить она может и полмиллиона рублей.
Кара отцов-молодцов
Самодельные качели во дворах тоже станут незаконными. И наказывать будут отцов-молодцов, которые мастерят их в своих гаражах.
— В моей практике была такая история: в детском саду маленького хуторка была проблема с качелями, кто-то скинулся на работу папе-сварщику, он сделал. Все были счастливы, пока у ребенка в этой качели не застряла рука, и он покалечил себе пальцы. В итоге кого будут судить? Заведующего детского сада и папу, — объясняет Андрей Петренко. — Теперь, если у тебя нет ООО, не так просто поставить свои качели во двор.
Другая проблема, говорит эксперт, — это контроль. Надзорные органы (прокуратура, Роспотребнадзор) обращают внимание на проблемы с оборудованием детских площадок тогда, когда на них уже кто-то травмировался. Заранее заметить эти проблемы ведомства не могут — у них просто нет специалистов, разбирающихся в технических нюансах.
Эксперты уверены: одним регламентом детей на площадках не спасти, как и не спасти сотни сотрудников управляющих компаний, МУПов, квартальных организаций, которые становятся официальными виновниками ЧП во дворах. Европейские законы говорят — если вы получаете травму, используя оборудование не по назначению, виноваты в этом вы. Российское же законодательство, напротив, встает на сторону потребителя.
— В 80-е все бегали по гаражам. И было важно побыстрее убежать, чтобы хозяин этого гаража тебя не догнал, — рассуждает Андрей Петренко. — Чтобы кто-то жалобу катал — никогда такого не было. Сейчас же в каждом случае с травмами владельцы бизнесов сталкиваются с потребительским экстремизмом: все начитанные, все знают свои права и начинают ими апеллировать по делу или нет.
Мария Захарова