Две сотни летучих мышей спят в обычном холодильнике на кухне небольшой квартиры в городе-спутнике Волгограда — Волжском, рядышком с макаронами и кастрюлькой супа. Приключения для выброшенных вперемешку со стекловатой рыжих вечерниц, кажется, завершаются. 17-летний школьник Константин Козюбра забрал рукокрылых к себе на сон и откорм, как минимум, до начала апреля.
Костя Козюбра — одиннадцатиклассник, которому оказалась небезразлична судьба летучих мышей. Парень живёт сейчас с бабушкой, у которой, видимо, огромное терпение и большое сердце — узнав, что с ними вместе будут жить двести крылатых созданий, она не выставила внука и его мышей за дверь.
Каждый вечер теперь на кухне Костя готовит пир для «ночных снайперов» — раскладывает присланных добрыми людьми червяков-зоофобасов, мучных хрущаков, сверчков и саранчу.
— Они полезные, мышки эти, — говорит Костя. — А так, если бы их не нашли, они бы погибли. Потому что рано им ещё просыпаться, из-за низких температур и недостатка корма. Да и рано или поздно мусор вместе с летучими мышами вывезли бы на свалку. Сейчас я их докармливаю, чтобы они набрали недостающие граммы и спокойно встретили весну.
Из почти двухсот выброшенных мышек не спят около двадцати. Несколько мышей уже отошли от стресса, набрали вес и вновь отправились спать в холодильник.
— Сегодня ночью у меня летучие мыши устроили бунт, — со смехом вспоминает уставший школьник. — Прогрызли дырки в сетке и разлетелись по всей комнате, пришлось бегать и в два часа ночи их всех собирать. Две не нашел ещё, спрятались где-то в квартире. Буду сегодня ночью их караулить.
Косте 17 лет, в этом году парнишку ждут экзамены и поступление в вуз. Костя решил поступать на ветеринара и хочет отправиться на стажировку на ветеринара-орнитолога.
— Помимо летучих мышей у меня вот тут голубь сидит, у него было сломано крыло, теперь перелом сросся, но крыло все еще повреждено. В соседней комнате у меня еще два стрижа и грач. Я всем стараюсь помочь, насколько сил и времени хватает.
Кормить такое количество мышей дело непростое и хлопотное.
— На кормление у меня уходит около двух часов в день. Мышки у меня тут разные, нетопыри Куля, поздний кожан и рыжие вечерницы, — перечисляет Костя. — Кстати, вечерниц и нашли на волгоградской помойке. Одна такая мышка съедает около 5–6 личинок зоофобаса за раз. Чтобы покормить летучих мышей, их нужно сначала потревожить и разогреть. Она начнет вибрировать, разогреется, и только после этого можно будет начать ее кормить. Насколько я знаю, летучие мыши осенью спариваются и в зиму уходят оплодотворенными, кстати, большая часть рыжих вечерниц — самки.
Кормить летучих мышей приходится каждый день и не кровью других животных, а личинками и жучками. Но меры безопасности приходится соблюдать — зубки у каждой мышки весьма остры, и они не прочь запустить их в палец кормильца.
— Чтобы они меня не покусали, я надеваю перчатку плотную, — рассказывает парень. — Но меня уже успели пару раз куснуть, неприятно конечно. Но вопреки недоброй людской славе, рыжие вечерницы не переносят бешенство.
Заботиться о рукокрылых «стражах ночи» Косте предстоит до начала апреля. А тогда, с приходом постоянного тепла, он выпустит их на волю откормленных, отоспавшихся и, может быть, хоть чуть-чуть привязавшихся к своему спасителю.
Диана Бакулина