Спасатели подбегают к белому ВАЗу и начинают разбирать машину, словно большую лего-фигуру. «Взяли», — отрезав двери и крышу, мужчины вытаскивают из оголившегося салона двух пострадавших. На сегодняшних соревнованиях сотрудники МЧС со всего Южного федерального округа, как и в реальной жизни, считают каждую секунду.
В машине-«трансформере» со свежими следами краски даже на покрышках сидят два студента в ярких касках и защитных очках. Играть пострадавших и натурально изображать боли в руках и ногах этим жизнерадостным ребятам придется десять раз подряд.
— Я учусь на спасателя. Недавно мне предложили посидеть в машине. А я что? Не захотел отказываться, — улыбается Данила. — Первые ощущения были... хм, интересными. Немного страшно, а потом уже привычно. Пока мы не устали, но все ведь впереди? Мы стараемся вжиться в роль, потому что по легенде попали в автокатастрофу. У меня сломана правая нога, а у товарища — левая рука. Вот нас и спасают. Десять раз.
Отчеканив легенду про аварию, спасатели моментально укрывают защитной тканью и все острые углы машины, и разомлевших на солнце «актеров». На очереди — работа с гидравлическими кусачками и разжимами, которыми сотрудники МЧС резво отрезают и двери, и даже потертые и дырявые грядушки.
— Крыша на голову падает. Держим! — кричат наставники команд, зазубривших каждый шаг.
— Да держите же вы им ноги, — на этих словах страдания двух добровольцев кажутся еще более натуральными. — Эх, все. Считай, что сломали вы ему ногу. Ну поговорите хоть с пострадавшим-то! Спросите, куда ехал, что помнит? Чего молчите-то?
«Лего»-машина разобрана, пострадавшие уже лежат на ярко-оранжевых досках и придерживают наспех забинтованные руки и ноги. Осталось потушить записанный в легенду пожар и как можно скорее выкрикнуть: «Закончили».
— Можно тренироваться и на реальных машинах, и на тренажерах, — рассказывает старший инструктор газодымозащитной службы Руслан Яваев. — Но у нас в области сложновато с автомобилями: никто не может дать нам целый. Нужно ведь, чтобы у него были все стекла, все колеса, руль. На разборку приезжаешь и видишь, что руля нет, стекла какого-то не хватает. Именно поэтому на соревнованиях, которые проходят в Волгограде впервые, мы решили использовать тренажер. Конечно, мы его не только видели, но и собирали. Никакого преимущества это нам не дает. Наоборот, когда мы его выдумывали, другие команды уже тренировались у себя в областях.
На отдых и разматывание бинтов «пострадавшим» дают всего несколько минут. Как только машине возвращают срезанную крышу и выброшенные двери, начинающих «каскадеров» зовут на исходную.
— Устали, ребята? — с сочувствием спрашивают спасатели. — Ничего. Еще шесть раз вытащат, забинтуют и отпустят домой.
Виктория Рындина