Сегодня, 8 мая, в 11:10 до Волгограда доехал уникальный ретропоезд «Воинский эшелон». Настоящий музей на колесах, а на самом деле подлинный венгерский поезд 1952 года, прибыл к первому пути железнодорожного вокзала. Встречать поезд на перроне собрались десятки волгоградцев.
Если вы хотите перенестись во времени и оказаться в мае 1945 года, в следующем году обязательно отправляйтесь на железнодорожный вокзал Волгограда. Только раз в году и всего на три часа «Воинский эшелон» наведывается в город на Волге, а первая платформа волгоградского вокзала наполняется праздничной суетой.
Девчонки в нарядных платьях теребят в руках цветы и с трепетом всматриваются вдаль, откуда вот-вот должен показаться выбрасывающий в небо клубы черного дыма военный поезд. Еще пара минут — и девушки уже бросаются в объятия молодых ребят в гимнастерках.
— Ура! Мы вернулись! С Победой! — кричат с платформы поезда солдаты.
Еще в 10 часов утра волгоградцы начали стягиваться к первому перрону станции Волгоград-1. После инсценированной встречи исторического поезда все желающие, как и в прошлом году, могли посмотреть на военную технику и побывать в кабине машиниста. Взгромоздившаяся на платформах техника родом из Волгограда. Специально для ретропоезда ее предоставил музей-заповедник «Сталинградская битва».
«Воинский эшелон» состоит из двух действующих паровозов серии Л-2331 и серии Л-2055. Они на шести железнодорожных платформах возят по Волгоградской, Саратовской и Астраханской областям танки Т-34–76, Т-26 и Т-60, легендарную «Катюшу», бронеавтомобили, дивизионные гаубицы и другие образцы военной техники времён Великой Отечественной войны.
Венгерский послевоенный паровоз с машинистами до прибытия в Волгоград проехал не один десяток километров. Перед долгой поездкой железнодорожникам пришлось три месяца управлять исторической техникой.
— Мы уже месяц не были дома. Как выехали в апреле, так вот только сейчас и приехали, — рассказали одетые в историческую форму машинисты. — Мы три месяца учились управлять паровозом, техника ведь старая, и принцип работы у нее совсем другой. Сначала долго была теоретическая часть, а затем практика. Практика и ещё раз практика. Вот уже месяц мы колесим на этом поезде и, честно говоря, с ним сроднились. Я этот поезд уже больше, чем жену люблю. Шучу, конечно.
В кабине машиниста несколько человек: кочегары, сам машинист и его помощник. Мужчины сменяют друг друга, но сегодня все на посту — пока одни следят за паровозом, вторые позируют для фотографий и помогают любопытным волгоградцам подняться в кабину.
— Тяжело, конечно, кочегарам приходится без устали закидывать в топку уголь, — говорят путешествующие во времени железнодорожники. — За поездку обычно в таком паровозе уходит около 18 тонн угля. Мы приехали с полностью груженным тендером, его хватит дня на три-четыре. Паровоз даже сейчас, когда стоит на станции, он не отключается, пыхтит, и ему нужен уголь.
Очереди в кабину машинистов выстроились мгновенно. Волгоградцы поднимались, делали пару фото и спешили назад. Долго там обычный человек не продержится — кабина в буквальном смысле раскалена. Тут же машинисты готовят себе обед.
— У нас много чего здесь есть из продуктов. Бывает, что курицу зажарим, картошку, а бывает, что и яичницы хватает вполне, — с улыбкой говорят железнодорожники. — У нас под это дело и лопата специальная есть, на ней и готовим. Еда, приготовленная здесь, с уверенностью могу сказать, самая вкусная.
Паровозу пришлось проехать много километров по Саратовской, Астраханской и Волгоградской областям. Но, по словам машиниста, самые душевные встречи в Волгограде.