Семеро смельчаков, которые не привыкли проводить выходные на диване, рванули в очередной автопробег по живописным местам Волгоградской области. До этого они уже покорили знаменитые соленые озера, теперь решились пересечь донские степи. В своем двухдневном маршруте они посетили Трехостровское святилище — Круг огня и покорили самую мистическую возвышенность Задонья — Румын-гору. Волгоградцы проехали сотни километров по неизвестной местности, часы в удушающей жаре ради одного мгновения — мест съёмок киноэпопеи «Они сражались на Родину».
Смотрим, как путешественники готовились к маршруту и как прошли первые сутки пути.
— Планы на поездку были грандиозные. Помимо патриотической истории, которой славится волгоградская земля, мы хотели поколесить по живописным местам природного парка «Донской» и весело отдохнуть на высоком берегу Дона. Чтобы все прошло гладко и без сюрпризов, мы готовились к броску по степи не один день, — рассказывают волгоградцы.
Сначала продумали все детали маршрута, потом за пару дней собрали нужные вещи, купили недостающие. С машинами особенно повезло. Официальный дилер Subaru — компания «АРКОНТ» на Землячки, 19г — согласился помочь исполнить все наши задумки и снабдил сразу тремя самыми современными японскими внедорожниками: Subaru Forester, Subaru Outback и Subaru XV. Эти модели выбрали за отличные характеристики, высокую проходимость по бездорожью и безопасность — всё, что нужно для комфортного путешествия на дальние расстояния, да еще и с непредсказуемыми дорожными условиями.
Все машины не нуждались в дополнительном техосмотре — «АРКОНТ» позаботился о полной боевой готовности транспорта. В багажниках перед стартом уже был минимум вещей: запасное колесо, набор инструментов, насос, домкрат, трос, огнетушитель, знак аварийной остановки, аптечка и канистры с бензином. Их, по словам опытных путешественников, лучше взять с собой, даже если топлива в баке должно хватить на всю дорогу.
Оставалось пробежаться по магазинам и докупить то, чего не хватало. Брали штурмом «Зельгрос» и в особенности его мясное производство. Там было всё, что нам нужно, да еще и по смешным ценам: замаринованный шашлык трех видов, мясо, колбаса, вкусные мясные деликатесы в вакуумных упаковках и даже свежий хлеб.
Помог в закупках и выборе всех продуктов улыбчивый парень — управляющий мясным производством Антон Шор. По его словам, всем, что мы успели закинуть в тележку, можно было накормить целую роту. А так как вся продукция здесь попадает на полки из-под ножа мясника — можно не волноваться за ее свежесть и качество. Забегая вперед, этот максимум дорожных продуктов дважды спасал нас в пути, когда не было времени и места на полноценную остановку.
Закупили также воду, овощи, уголь для мангала, решетку для гриля — всё для отдыха в стиле а-ля натюрель на донском раздолье. Взяли самое необходимое.
Жарким августовским утром мы выдвинулись в сторону Дона. Белые облака, синее небо, стелющаяся под колесами трасса Р-22 «Каспий», подгорающая на солнце зелень степи, одно слово — идиллия. Первая точка на карте автопробега — колокольня церкви Троицы Живоначальной в Качалино 1786 года постройки. Сама церковь пала от рук красноармейцев в 1942 году, уцелела одна каланча колокольни и часть фундамента. Некоторые историки считают, что атаман Ермак происходил отсюда родом, и родился в 1540 году. Ему посвящён крест рядом с развалинами церкви, смотрящий на донское раздолье.
Долго здесь задерживаться не стали. Еще полчаса пути, и дорога уперлась прямо в безмятежную гладь воды Дона. Туда-сюда, через реку ходит автомобильный паром — переправа к станице Трехостровской. Летом плавучий транспорт циркулирует по реке без остановок с 7 утра до 7 вечера и пользуется большой популярностью у местных жителей.
Древнее капище и Румын-гора
После станицы Трехостровской асфальт кончился, и началась проселочная дорога. Ухудшение дорожных условий произошло практически незамеченным благодаря мягкой подвеске наших «железных коней». Дорога вилась под колесами и упиралась в горизонт. Людей не было, спросить дорогу было не у кого.
Едешь так, чтобы не удаляться от цели, а постепенно приближаясь к точке в навигаторе. Спустя около получаса на горизонте появились первые проблески меловых гор и Трехостровское святилище. По своей величине, расположению и свойству — одно из самых значимых мест на Земле.
Идеально ровное кольцо древнего зороастрийского храма огня, которое видно даже из космоса, расположено в излучине Дона на расстоянии ровно 9 км от любой точки реки. По оценке ученых, ему от трех до пяти тысяч лет и связано оно было с культом огня. Эдакая печь представляла собой, вероятно, круглую конструкцию диаметром до 40 метров и высотой несколько метров, которая регулярно полыхала стеной пламени, как адская жаровня. Судя по всему, в плоской, как блин, степи этот столб огня и дыма был виден на многие километры вокруг. Своеобразный маяк. Вот только для кого?
Святилище находится на перекрестье двух великих путей: Великого шелкового с востока на запад и Северного, по Волге — с севера на юг. Сегодня к открытому всем ветрам древнему храму огня у станицы Трёхостровской едут уфологи, космоэнергеты, историки, археологи и просто любопытные со всего мира. Шутка ли — самое древнее сооружение огнепоклонников на планете, старше самих пирамид.
В 2009 году московская киностудия «Матеш» приступила к съемкам документального фильма об этом «месте силы», которое ученые считают более древним, чем знаменитый английский Стоунхендж. Съемки велись по заказу продюсеров Польши и Беларуси. Сценаристы полагали, что фашистские войска рвались на территорию Дона для того, чтобы найти здесь вход в мифическую Шамбалу.
Еще на переправе местные жители предупредили нас, что больше двадцати минут здесь находиться не рекомендуется. Начинает зверски болеть голова. Нас эта «аномальщина» на удивление обошла стороной — установить связь с космосом как-то не посчастливилось, поэтому отправились покорять соседнюю с капищем Румын-гору — к слову, самую высокую точку Задонья.
Волгоградский Ла-Манш и донской «сфинкс»
Подъем оказался весьма крутым — не всякая машина заедет. До сих пор не устаем благодарить волгоградского автодилера Subaru — компанию «АРКОНТ» за предоставленные полноприводные автомобили. Машины буквально сами подруливали и притормаживали на опасных участках. Другие кроссоверы и даже джипы вряд ли бы так же достойно преодолели все сюрпризы неизведанной степи и полуотвесный склон Румын-горы.
Поднимая клубы белой пыли, наш караван буквально взлетел на вершину, где нас ждал большой сюрприз — потрясающий вид на донское раздолье и металлическая тренога, сияющая на фоне синего неба. Это оказалась триангуляционная вышка — реперная точка, с которой берут отсчет все геодезические измерения местности. А чуть поодаль виднелась линия обороны румынских солдат, обстреливавших в годы войны советское наступление. Отсюда, кстати, и название горы.
Насладившись видом, друг за другом мы отправились покорять соседнюю возвышенность — самую высокую географическую точку Волгоградской области. Плато Венцы, если смотреть сверху, окружено густым лесом и похоже на два обручальных кольца — отсюда и его название. С высоты 252 метра над уровнем моря открываются великолепные виды, которые мы не переставали фотографировать на память.
Подзаправившись на Филимоновском роднике припасенными бутербродами с мясными деликатесами из «Зельгроса», нам оставалось пройти меньше 50 км до одной из самых красивых точек природного парка «Донской» — горы Кобылья голова. Этот участок стал нашим первым и самым ярким знакомством с меловыми горами, которые, между прочим, признаны самыми высокими меловыми горами Европы.
Наша иловлинская чудо-гора Кобылья голова своими очертаниями и впрямь напоминает голову коня, что в казачьем краю придаёт дополнительную изюминку. Специалисты утверждают, что гора по геолого-геоморфологическому составу схожа с меловыми утёсами Ла-Манша, но превосходит их по высоте. Отсюда и народное название местности — «Волгоградский Ла-Манш».
Место превзошло все наши самые смелые ожидания. Помимо обмана зрения, в этом месте интересная акустика. Достаточно малые звуки отдаются и разносятся, некоторые гасятся, какие-то отражаются и расходятся волнами. У подножия горы располагается одно из таинственных сооружений, о котором известно очень немногое. Раскуроченная ограда из массивных камней окружает полуразвалившийся скит. Судя по виду камней, когда-то это было капитальное сооружение, рассчитанное на века. Как уверяют историки, это одна из четырех пустыней Свято-Вознесенского Кременского мужского монастыря.
Долгое время местонахождение пустыни считалось неизвестным. Историю этого места открыли иловлинские краеведы Константин и Юрий Полевы. По их сведениями, в прилегающих к пустыни горах были пещеры, где в ходах находилась подземная церковь, зал которой достигал шести метров в высоту.
Главный вход в пещеру находился под выступом, который за внешнее сходство со знаменитыми египетскими статуями получил название «Донской сфинкс». Сейчас скит давно обезлюдел. Но продолжает оставаться одной из местных легенд Свято-Вознесенского Кременского монастыря, историю основания которого семи братьями мы расскажем в следующем репортаже.
Дальше мы гнали без остановок. Нам нужно было засветло пройти природный парк «Донской», чтобы успеть пересечь Дон в районе переправы в станице Новогригорьевской и разместиться на ночлег на одной из живописных донских турбаз. Ночевать в открытой степи в палатках — затея, конечно, интересная, но опасная, поэтому выжимали максимум из наших «железных коней». Беспросветная белая пыль, глубокие ухабы, засушенная высокая трава и кусты — всё это мы прошли без ЧП и успели на последнюю переправу. Крышу над головой на эту ночь нам предоставила настоящая «Берлога» — база отдыха на самом берегу Дона.
Устроив пикник у мангалов в стиле настоящих путешественников, мы финишировали этот день под невероятно звездным небом. А утро нас ожидало поистине волшебное!
Об этом расскажем в следующий раз...
Читайте новый репортаж с автопробега уже в пятницу. Из него вы узнаете, как справились японские кроссоверы с песчаным пленом, где находится легендарная высота 180,9 и почему местные жители не верят в НЛО.