В Волгограде с фигуры «Родины-матери» начали снимать строительную «одежду». Поспевая за строгими сроками, больше сотни специалистов поднимаются к монументу и днем, и ночью.
Издалека команда мастеров, собравшаяся из разных городов России, похожа на большой муравейник. Растворяясь на фоне огромного монумента, каждый из реставраторов и отделочников сконцентрирован на своем участке: планы на день четко прописаны для каждого рабочего.
— Мы в графике. Запланировали снять строительные леса с руки «Родины-матери» — сняли, — рассказывает представитель генерального подрядчика АО «Главзарубежстрой» Сергей Сирота. — У нас просто других вариантов нет. Мы уже не раз говорили, что к концу ноября — до прихода серьезных холодов — мы должны снять леса целиком. Поэтому наша работа не кажется нам быстрой. Если мы будем делать иначе, значит, не выполним, что должны.
Уже месяц операция по восстановлению «Родины-матери» не прекращается даже ночью. Если волгоградская погода показывает мастерам свой крутой нрав, вторая смена нагоняет нужные темпы.
— Мы четко понимали, что во время работы у нас прибавятся новые задачи, — рассуждает Сергей Сирота. — Когда поставили леса, ученые сделали инструментальное обследование на предмет скрытых дефектов. Их обнаружили, и в достаточно приличном объеме. По всем этим местам работаем абсолютно четко. Конечно, сейчас нам немного мешает погода: вчера в первой половине дня мы снимали реставраторов сверху. Но при этом мы прекрасно понимали, что погода может ухудшиться. И ухудшилась. Мы не первый год работаем в Волгограде и знаем, какие сильные ветра тут могут подняться.
За время реставрации число рабочих, залечивающих «раны» знаменитой статуи, выросло ровно в два раза.
— В самом начале на «Родине-матери» работали около 60 человек, — вспоминает Сергей Сирота. — Сейчас у нас трудятся уже 120 специалистов. За выходные мы добавим еще 10–15 мастеров, чтобы успевать по срокам. Есть такие элементы, в которых идет восстановление, лепка — с ними, безусловно, работают реставраторы. Но для штробления нам не нужны специалисты высокого профиля: достаточно обычного строителя-отделочника. Вообще, у нас выстроена четкая иерархия, и вся работа распределена по профессиям.
«Визуально монумент будет выглядеть по-новому»
На вопрос «Что после?» корреспонденты V1.RU отвечали уже не раз. В ноябре строители окончательно разберут строительные леса и вернут волгоградцам «отдохнувшую» от туристов и заметно посвежевшую «Родину-мать».
— Монумент стал светлее, потому что мы очистили бетон до состояния свежего материала, — рассказал Сергей Сирота. — По этой цветовой гамме был подобран тот ремсостав, который мы наносим. За счет цвета визуальное восприятие «Родины-матери» будет немного другим. С нее уйдет вся пятнистость, и многим покажется, что она стала совсем другой. Но не другой, а той, которой и должна быть.
Кардинальные перемены в облике монумента могут оценить не все волгоградцы, предполагают представители компании «Главзарубежстрой».
— Я уверен, что найдутся люди, которым это не понравится. Конечно, какая-то критика будет. Но все-таки мы надеемся, что большинство волгоградцев нас поддержат. Тем более что это не личное решение генподрядной организации. Это решение было принято коллегиально, — объясняет Сергей Сирота. — Мы приглашали представителей Министерства культуры, губернатора, главы города, ветеранских организаций. Мы всех собирали, показывали пробные варианты и утверждали их. Это не наша придумка.
В металлическую «матрицу» монумент на главной высоте России оделся еще в конце мая. С тех пор съемочная группа V1.RU не пропускала ни одного важного этапа глобальной реставрации. Мы показывали, как строительные леса подбирались к рукам и голове «Родины-матери», писали о современных методах очистки и первых обследованиях. Все материалы о работах на Мамаевом кургане ищите в нашем отдельном сюжете.
В начале недели строители рассказывали о том, что работы на обеих руках и голове «Родины-матери» подходят к своему логическому завершению.
— К финишному состоянию подходят правая рука, левая рука, голова и верхи плащей, — отметил Владимир Антонов. — Весь монумент находится в работе. Где-то по сверлению и установке пакеров, где-то по зачеканке, где-то по инъектированию, по демонтажу пакеров, зачеканке отверстий из-под них.