Сегодня, 5 марта, в очередной раз была решена судьба заброшенного Центрального универмага Волгограда. Региональные власти пообещали, что в ближайшее время ЦУМ будет отремонтирован, а через два года в него переедет музей изобразительных искусств, поделив помещения универмага с кафе, выставочными залами, кинотеатром и форумным центром. Будет ли реально восстановлен ЦУМ или он подвергнется нашествию среднеазиатских реставраторов и повторит судьбу Мясного корпуса Центрального рынка, рассуждает в своей авторской колонке председатель волгоградского регионального отделения ВООПИК Валерий Котельников.
Итак, решение о том, что в конце 2022 года в здании центрального универмага после сноса пристроек, реставрации фасада и интерьеров, восстановления коммуникаций расположатся музей изобразительных искусств, выставочный комплекс, конференц-залы, интерактивная зона, детский творческий комплекс, — принято.
Хорошо это или плохо?
То, что в заброшенное здание в самом центре города наконец-то вдохнут жизнь, несомненно, хорошо. То, что там теперь разместится большое общественное пространство, — не самое лучшее решение, на мой взгляд. Дело не только в том, что с момента его строительства по проекту Марии Цубиковой в 1938 году вплоть до его закрытия десять лет назад здание имело лишь одну функцию — торговую. Но и в том, что содержание столь обширного общественного пространства ляжет на региональный бюджет. Я не сомневаюсь, что первые два-три года финансирование будет идти в полном объёме. Я сомневаюсь в том, что это будет происходить и позже. Но и это решение вполне имеет право на воплощение.
И однозначно плохо — столь сжатые сроки.
Менее чем за год сделать полноценную научно-проектную документацию, включающую в себя научно-исследовательские и научно-изыскательские работы, архитектурные и конструктивные решения, технологические решения по инженерному оборудованию и сетям инженерно-технического обеспечения, проект организации ремонтно-реставрационных работ, составление сводного сметного расчета, практически невозможно даже при условии бесперебойного финансирования.
Затем эта документация должна пройти государственную историко-культурную экспертизу с её последующим общественным обсуждением, а это ещё пара месяцев. И лишь после всего этого можно приступить непосредственно к работам. Выполнить же за год с небольшим столь обширный комплекс работ, соблюдая технологию, и при обязательном постоянном авторском надзоре, извините, невозможно.
Можно, конечно, пойти другим путём — попытаться обойти определённые законодательством регламенты. Оформить как ремонт с целью поддержания в эксплуатационном состоянии, как это произошло с Мясным рынком или братской могилой на перекрестке Богунской — Таращанцев. Сделать закупку по 223-ФЗ, чтобы не публиковать проектную документацию. Полностью закрыть работы от общественного контроля, чтобы единственный поставщик с единственным штатным работником смог использовать неограниченное число среднеазиатских реставраторов. Много ещё чего можно придумать.
Однако единственно верное решение — отказаться от компанейщины и штурмовщины и выполнить качественно как проектирование, так и реставрацию. И город, и горожане, и памятник федерального значения заслужили уважительное к себе отношение.
Согласны с автором?