Санитарный вагон, доставленный перед Днем Победы в музей-заповедник «Сталинградская битва» Волгограда, угнан и его необходимо вернуть — на этом настаивает общество хранителей железнодорожных раритетов — зарегистрированная в Москве общественная организация «Железнодорожный транспорт». Общественники считают, что Приволжская железная дорога не имела права им распоряжаться и отдавать в Волгоград, так как раритет 1938 года выпуска находится в их коллекции.
Напомним, санитарный вагон с большим красным крестом на ярко-зеленым фоне привезли в Волгоград накануне Дня Победы. Его привезли в Волгоград под покровом ночи, чтобы грузовик с негабаритным грузом не мешал движению транспорта. А на следующий день вагон был установлен на специально подготовленное для него место за паровозом у музея-панорамы «Сталинградская битва» в составе экспозиции «Воинский эшелон».
— Такие вагоны входили в состав санитарных поездов, эвакуировавших раненых в тыл, — рассказали в музее-заповеднике. — Внутри будет оборудована экспозиция, рассказывающая о том, как перевозили раненых и оказывали им помощь, в которую войдут и подлинные экспонаты. Здесь планируется проведение не только тематических занятий для посетителей, но и образовательных программ для студентов медицинских учреждений.
Но у раритетного экспоната нашелся хозяин, утверждающий, что ОАО «РЖД» фактически присвоило их собственность, незаконно переделала его в макет санитарного вагона и передало музею-заповеднику «Сталинградская битва», что совершенно не собирались делать владельцы.
— Еще в 2003–2005 годах наша организация получила от Министерства путей сообщения России и ОАО «РЖД» пассажирские вагоны постройки 1913–1982 годов, — рассказал президент МОО «Железнодорожный транспорт» Николай Силенко. — Они стояли на недействующем пути станции Покровск Приволжской железной дороги в Саратовской области. Там планировалось организовать музей, а часть вагонов, несмотря на их достаточно плачевное состояние, была включена в реестр памятников истории и культуры регионального значения. Их сохранность регулярно проверяли общественники.
В 2017 году ОАО «РЖД» добилось в Мещанском районном суде Москвы признания своими нескольких вагонов, самый «пожилой» из которых был построен в 1937 году. Но решение мещанских судей спустя год отменил Мосгорсуд, и раритеты остались за общественниками.
— После вступления в силу апелляционного определения ОАО «РЖД» больше не предпринимало никаких мер по его обжалованию, — продолжил Николай Силенко. — Но в прошлом году вагон 1938 года выпуска был угнан на пути Энгельсского локомотивного завода. Приволжская железная дорога провела электронный аукцион и заключила с ООО «Самба» договор на восемь миллионов рублей. За такие деньги уникальный пассажирский вагон переделали в модель санитарного вагона, а потом перевезли в Волгоград. Мы обратились в Арбитражный суд Саратовской области и требуем вернуть нашу собственность на станцию Покровск.
В картотеке арбитражных дел такой иск действительно есть. Он оставлен без движения до 1 июня 2020 года. До этого времени общественники должны предоставить квитанцию об оплате госпошлины, а также почтовое уведомление о доставке копии иска ОАО «РЖД». В противном случае все документы вернут общественникам.
О судебном разбирательстве, касающемся вагона, хранители раритетов уведомили и музей-заповедник «Сталинградская битва»:
— Филиал ОАО «РЖД» Приволжская железная дорога на своем балансе не имеет данных исторических пассажирских вагонов, в том числе времен Великой Отечественной войны, — говорится в обращении МОО «Железнодорожный транспорт» на имя директора музея-заповедника. — В настоящее время МОО «Железнодорожный транспорт» ведет работу с ООО «РЖД» о возврате данных вагонов нашей организации. МОО «Железнодорожный транспорт» будет продолжать отстаивать свою позицию в части незаконных действий ОАО «РЖД», в том числе и в судебном порядке. МОО «Железнодорожный транспорт» не согласно с размещением и использованием вагонов своей собственности в Государственном историко-мемориальном музее-заповеднике «Сталинградская битва».
Директор музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексей Дементьев подтвердил, что получал такое письмо, но уточнил, что музей не является стороной спора двух хозяйствующих субъектов:
— Мы получили открытое письмо от МОО «Железнодорожный транспорт», — рассказал Алексей Дементьев. — Но кроме этого письма никаких документов, подтверждающих права на это имущество, общественники не предоставили. Представители Приволжской железной дороги, наоборот, в ответ на запрос музея предоставили документы, подтверждающие право собственности и гарантии того, что имущество не обременено правами третьих лиц. В настоящий момент Приволжская железная дорога осуществляет временное экспонирование санитарного вагона в составе железнодорожного эшелона, размещенного на территории музея-панорамы «Сталинградская битва». Данный вагон в собственность музею не передавался.
В Приволжской железной дороге также настаивают, что владеют историческим вагоном на законных основаниях, а в его переделку вложили несколько миллионов рублей:
— В честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне в музей-заповедник «Сталинградская битва» был безвозмездно передан санитарный вагон, который стал частью постоянно действующей экспозиции «Воинский эшелон», — уточнили в пресс-службе дороги. — Он был создан на базе пассажирского вагона, выпущенного в 1938 году, который в своём обращении упоминают представители МОО «Железнодорожный транспорт».
В ответе железнодорожников на редакционный запрос V1.RU говорится, что спорный объект был принят на баланс ОАО «РЖД» 25 августа 2017 года в результате проведенной инвентаризации. Предыдущий собственник — ФГУП «Юго-Восточная железная дорога», правопреемником которого в 2003 году стало ОАО «РЖД».
— В ходе восстановительных работ были отремонтированы фасад и кровля подвижного состава, заменены оконные рамы и дверные блоки, воссозданы внутренние элементы, позволившие оформить интерьер санитарного вагона, — говорится в ответе на запрос — МОО «Железнодорожный транспорт» считает его своей собственностью, однако в результате анализа предоставленных документов установлено, что у общественной организации отсутствуют правовые основания на распоряжение конкретным вагоном.