Волгоградский психолог по следам убийства Романа Гребенюка из-за конфликта в школьном чате в соцсетях разобрала ситуацию «по косточкам», рассмотрев произошедшее с профессиональной точки зрения. Корреспонденты V1.RU связались с Эвелиной Гаевской и пообщались на тему возрастающей агрессии среди волгоградцев.
Трагедия в Сбербанке
— Первое, что бросается в глаза психологу, — это воронка психологической травмы с Агрессором, Жертвой, Спасателем и втянутыми в чужой сценарий людьми, — говорит Эвелина. — Женщина спровоцировала конфликт между незнакомыми ранее между собой мужчинами, апеллируя к гендерным ролям. Для меня это история про семейную проблему, возможно, про хроническое насилие над женщиной в семье, причем не осознаваемое никем из членов семьи. Жертва-женщина нашла способ «слить агрессора», двое мужчин пострадали, под вопросом еще один и она сама. В семье есть дети, на них тоже влияет то, что взрослые сделали. В соцсетях пишут, что женщина «чужими руками» убила мужчину. Такой способ часто выбирают жертвы, не имея возможности что-то сделать самостоятельно.
В цикле «Агрессор-Жертва-Спасатель» всегда есть закономерность, а роли в треугольнике постоянно меняются. В данном случае непосредственных участников больше трех. Жертва проявляет агрессию к другим, так как бессознательно хочет, чтобы ее Агрессор полюбил ее. Обращается за помощью. А потом получает наказание. Чем выше уровень эмоций, тем демонстративнее, публичнее этот «танец», тем масштабнее «наказание». Центральный офис Сбербанка — это место современного «культа» денег и совершения «обрядов». Лучше сцены для привлечения внимания не найти.
Психолог считает, что, как и в чате, в обществе есть свои администраторы, которые должны следить за порядком. В чате — это админы, в жизни представители закона и правоохранители.
— Почему для решения социальных задач (а общение в родительском чате — это внешний социум) люди обращаются к ресурсам не социальным, административным, а личным? В случае конфликтов в обществе правильнее обращаться к администраторам, охране, полиции. Но охрана банка ничего не сделает, когда человека будут убивать, а учитель просто удалится из школьного чата. Социальные инструменты не используются, но именно они должны работать. Именно навыки социализации и экологичного общения с другими важно развивать современным людям в тех новых условиях жизни, в которых мы все оказались.
Об агрессии и коронакризисе
Трагедия в Сбербанке не оставила равнодушными тысячи россиян. По всей стране люди выражали семье Романа Гребенюка слова поддержки и соболезнований. Буквально через несколько недель Волгоград потряс другой случай — нападение на 74-летнего пенсионера.
— Безусловно, у каждой истории свои индивидуальные причины, но есть и причины глобального масштаба, — уверена Эвелина Гаевская. — У любого человека должны быть ресурсы, чтобы преодолеть психологическое давление. Это, если хотите, психологический иммунитет. Если психологическое здоровье у человека не на высоком уровне, недостаточно крепкое, то психика не справляется. Сегодня мы каждый день читаем в СМИ и социальных сетях публикации о том, какие новые ограничения готовятся в области, статистику коронавируса и многочисленные страшные истории. Конечно, всё это влияет на настроение. Люди понимают, что извне идет угроза и трансляция, что дальше будет только хуже.
Психолог призывает сохранять эмоциональный баланс и здравый смысл.
— В нашем обществе есть запрет на выражение эмоций. Но нужно понимать, что 5 эмоций — печаль, радость, отвращение, страх и гнев или злость — они базовые. Эти эмоции связаны с выживанием, поэтому запрещать их нельзя. Но у нас не приветствуются слезы. Сталкиваясь с проблемой или бедой, многие слышат, что не нужно расстраиваться, что у кого-то дела еще хуже. Я называю это бытовым обесцениванием чувств. Популярная психология и вовсе твердит о том, что надо постоянно быть на позитиве, ни на кого не злиться, всех благодарить. Иными словами, выражать чувства — это неправильно. Но каждая эмоция поддерживает наш инстинкт выживания. Запрет на агрессию, к примеру, влияет на то, что люди в большинстве своем не умеют цивилизованно выражать свои чувства. Речь не о том, чтобы бросаться во все тяжкие. Нет. Необходимо осознать вовремя свои чувства и выражать их наиболее гуманно. Экологично.
В случае с коронавирусом, по мнению Эвелины, ситуация сложнее, чем с явным противником.
— Угроза всегда вызывает страх и агрессию, но сейчас мы не можем отреагировать на угрозу, потому что она тотально не персонифицирована, а угроза умереть исходит извне. Человек испытывает страх длительное время, адреналин в крови бушует, а выплеснуть его не на кого, потому что нет конкретного адресата. В какой-то момент накопившийся негатив выливается на «подвернувшегося» человека. Это, безусловно, не есть цивилизованный способ выражения эмоций. Важно понимать, когда уже слетают предохранители, и уметь вовремя остановиться.
В связи со всем сказанным я выступаю за индивидуальный подход и за то, чтобы повышать уровень здоровья не только физического, но и психологического. Кризис с нами надолго, и последствия, я думаю, будут ощущаться не один год. Я за то, чтобы на государственном уровне велась, не побоюсь этого слова, пропаганда психологического здоровья. Я хочу, чтобы каждый человек понял: в кризис он не один, его не бросят наедине с проблемами и эмоциями.