В Волгограде не утихают возмущения общественности относительно желания коммерческих структур застроить Мамаев курган. Беспокойство горожан вызвал акт государственной историко-культурной экспертизы, который предусматривает изменение действующих зон охраны, что позволит возводить капитальные и иные строения в местах, еще вчера охраняемых законом как территории боевых действий времен Великой Отечественной войны. Первыми тревогу забили в Совете Волгоградского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Сегодня, 5 июля, региональное руководство ВООПИК провело пресс-конференцию для журналистов и жителей города-героя, на которой детально обосновало свою позицию и объяснило, чем чревата застройка Мамаева кургана.
Что входит в зоны охраны Мамаева кургана?
Границы зон охраны Мамаева кургана — места ожесточенных боев в 1942–1943 годах — объекта культурного наследия федерального значения действуют с 2007 года. Тогда сводный план зон охраны выглядел так:
В 2014 году только вступивший в должность временно исполняющего обязанности губернатора Волгоградской области Андрей Бочаров одним из первых решений вычеркнул из постановления 2007 года несколько режимов использования близлежащих земель, которые разделялись на зоны охраняемого ландшафта, зоны регулируемой застройки и другие.
Что изменилось?
Опубликованный накануне акт государственной историко-культурной экспертизы делит всю эту территорию на 17 охранных зон, некоторые из которых поделены на части. По словам председателя Совета Волгоградского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Валерия Котельникова, новый документ отдает под застройку практически всю территорию вокруг Мамаева кургана.
— Под строительство отдается свыше 90% нынешней зоны охраняемого природного ландшафта, сохранившего историческую подлинность до нашего времени, и, начиная с 1945 года, во всех генеральных планах Сталинграда — Волгограда обозначенную как зона парков и скверов, — писал на своей странице в Facebook Валерий Котельников. — Место последнего боя Сталинградской битвы на западном склоне Мамаева кургана, где произошло соединение Донского и Сталинградского фронтов, вместо музеефикации территории отдается под коммерческую застройку.
Валерий Котельников назвал целью проекта новых охранных зон Мамаева кургана — приоритет личной выгоды перед памятью о миллионах погибших в Великой Отечественной войне.
— После того, как мы ознакомились с экспертизой, мы поняли, чем это грозит Мамаеву кургану, — рассказал журналистам Валерий Котельников. — Мы написали возражения на эту экспертизу. Комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области не согласился с нашими возражениями, согласился с экспертами и согласовал эту экспертизу. Далее, так как это федеральный памятник, всё это было направлено в Министерство культуры РФ. После согласования в Минкульте новый план вступит в законную силу и будет утвержден. Мы хотели, чтобы этот проект был рассмотрен на федеральном научно-методическом совете, где собраны все профессионалы — архитекторы и реставраторы — которые могли бы дать свою оценку. Но нам в такой инициативе Минкульт отказал.
Двойные стандарты
Не меньшее возмущение у общественников вызвали несколько автоцентров, которые были возведены в охраняемых зонах, что, по словам волгоградцев, противоречит действующему законодательству. Речь идет о зданиях на улице Землячки, разрешение на строительство которых было выдано еще до постановления губернатора 2014 года.
К автоцентрам примыкает большая территория, на которой расположен небезызвестный элитный стрелковый клуб, небольшое предприятие по производству полиэтилена, танк-памятник «Челябинский колхозник» и автозаправка. Остальное пространство занимает пустырь. Эта земля также входит в зону охраны Мамаева кургана.
По словам бывшего главного архитектора Волгоградской области Александра Вязьмина, еще в советские годы на эту территорию были большие планы. Однако по ряду причин пустырь так и остался пустырем. Будучи заместителем генерального директора по градостроительству ЗАО «Волгоградгражданпроект» Александр Вязьмин также сообщил, что не так давно инвесторы уже выдвигали предложения по развитию этой территории.
— В генеральном плане Волгограда пустырей нет, — утверждает заслуженный архитектор РФ. — Это территории, предназначенные под какую-либо функцию. В данном случае земли, прилегающие к Мамаеву кургану, во всех генеральных планах были закрашены в зеленый цвет и имели вес в расчете количества зеленых насаждений на жителей близлежащих районов — на Семи Ветрах, к слову, живет порядка 100 тысяч человек. Почти 50 лет район строился, а количество парковых территорий и зеленых насаждений там так и не увеличилось. Эта зона требует какого-то кардинального внимания либо со стороны властей, либо со стороны инвестора. На сегодняшний день у города нет бюджетных средств для приведения этой территории в порядок и использования ее как парка. Инвестор тоже не готов просто вкладывать деньги в строительство парков на ней. Но он говорит: «Давайте половину этой территории мы используем под жилищное строительство с учетом всех тех требований, которые только могут быть предъявлены к новому строительству в данном месте, всех регламентов, экспертиз и так далее». Мы готовы выполнить любые требования. Предложения были подготовлены с учетом всех нюансов — возможности построить здания не выше пяти этажей, не слишком высокой плотности застройки и другие. В дело пока они не пошли. Сегодня инвестор опять возвращается к этой теме. Ждать, что эта зелень сама там вырастет, переродится и станет полноценным парком, нельзя.
Так или иначе, точку в вопросе распределения и особенностей зон поставит Министерство культуры РФ. Журналисты V1.RU направили запрос в орган исполнительной власти.
Кому это надо?
Вернемся к другим особенностям скандального проекта. Интересно, что границы новых зон охраны Мамаева кургана во многих местах совпадают с границами земельных участков кадастровой карты Волгограда. Некоторые объекты муниципальной и частной собственности буквально накладываются на вновь поделенные территории.
Но кто же придумал этот проект и заказал государственную экспертизу? Кто стал инициатором изменения зон охраны объекта культурного наследия федерального значения?
Комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области в официальном письме Валерию Котельникову сообщил, что заказчиком проекта новых зон охраны Мамаева кургана стало ООО «Стройф». Интересно, что эта организация зарегистрирована по адресу: проспект имени Ленина, 110, офис 3.12 — в здании заводоуправления АО ВМК «Красный Октябрь». Руководителем ООО «Стройф» является Светлана Перцева, которая ранее возглавляла ликвидированное ООО «Созидание». Учредителем общества было АО «Корпорация Красный Октябрь».