Семья 14-летнего ребенка-аутиста, которую не пустили в аквапарк «XXI век» в Волжском рассказала, что стало причиной не совсем адекватного поведения охранников и менеджеров увеселительного заведения. Свою проверку по заявлению женщины начала прокуратура Волгоградской области, к выяснению обстоятельств инцидента подключилась и уполномоченный по правам ребенка Нина Болдырева.
— Мы приехали в аквапарк семьей — я, муж, Дамир (сын, страдающий аутизмом), дочка-нормик, ей пять лет и моя мама, — рассказывает Элеонора Шаумурунова. — На улице ужасная жара, на парковке нет тени, с собой нельзя ни еду, ни воду. Мы собрались, пошли к главному входу, я написала расписку, что как мать двоих детей снимаю с аквапарка всякую ответственность, если с моими детьми что-то случится. Потом встали в очередь. В этот момент Дамир начинает нервничать. Ему 14 лет, у него нет речи, поэтому он начал мычать и жестикулировать. Я попросила мужа принести воды, сама отвела ребенка в туалет, он немного попрыгал, помычал и успокоился. Это совершенно нормальное поведение для аутистов, когда они находятся в закрытом шумном помещении при большом скоплении народа. Тем временем пришел муж, и тут к нам подходит охранник и говорит кассиру не принимать у нас деньги, поскольку ему показалось, что наш ребенок агрессивный и он хочет поговорить с руководством.
По словам женщины, охранника не было около 10 минут. Вердикт был однозначным — не пускать.
— Я попыталась объяснить, что мой сын — совершенно нормальный, что у нас — трое взрослых, двое из которых будут присматривать за Дамиром, что мы прекрасно знаем своего сына и даже готовы предоставить справку, что он не агрессивный. Мы постоянно куда-то ездим на реабилитацию, и нигде никаких проблем не было. Но охранник стоял на своем — ваш ребенок не подходит, здесь отдыхают нормальные люди, и мы не хотим, чтобы они видели вашего ребенка. Я снова попросила пропустить нас в бассейн — не пустили. Тогда я потребовала представителя администрации. Он вышел минут через 15, без бейджика, не представился и сразу предложил выйти на улицу. Я со всем этим уже сталкивалась не раз, реагирую уже совершенно спокойно и попросила мужчину объяснить, почему нас не пускают. Не объяснили. Но предложили проехать в какое-нибудь другое заведение, где есть маленькие бассейны, где мало народа, мало мамочек, которые будут возмущаться, и риск, что мой сын кого-то заденет — минимальный. Но простите, Дамиру 14 лет, мы знаем, как и куда его водить. Я бы, может быть, и согласилась, если бы мы были вдвоем с сыном, но со мной был муж, которого сын слушает, и который, в случае чего, мог бы справиться с ребенком.
Эльвира утверждает, что ее особенный ребенок очень любит воду, и семья постоянно возит Дамира на дельфинотерапию, в бассейн в Астрахани. Летом семья проводит очень много времени на Волге. Семья ездила даже в Геленджик, в аквапарк «Золотая бухта», один из крупнейших в России:
— Там не было вообще никаких претензий, — вспоминает женщина. — 1700 рублей за вход и «всё включено». Здесь же 1800 рублей с человека, со своим нельзя, плюс опустили, раздавили и приписали, что ребенок агрессивный. Я понимаю, если бы мы уже зашли в аквапарк и ребенок бы что-нибудь там сделал не так. В этом случае мы сразу уходим, сколько бы денег не заплатили. Состояние ребенка нам дороже. Бывают такие моменты, когда у него что-то болит, он ходит не в настроении, возмущенный. Тогда мы никуда даже не пытаемся поехать. А здесь — он просто устал. Шесть часов поездки, жара… А здесь нам сказали, что к нам конкретно, троим взрослым и дочери, нет никаких претензий, они готовы нас пропустить, а сын пусть в это время посидит в машине. На солнце при жаре в 45 градусов. Он, мол, всё равно ничего не поймет — салон машины это или бассейн.
Итогом несостоявшейся поездки стало обращение в прокуратуру города Волжского.
— Я не думала, что будет такой резонанс, — продолжает Элеонора. — Я уже более адекватна в этом плане и не реагирую. Но у нас есть сообщество особенных мамочек. И там очень много женщин, у которых обижают особенных детей. Они просто молча поджимают хвосты, уходят домой, плачут, впадают в депрессию. — Я выложила это видео, чтобы показать — нельзя такое спускать с рук. Сегодня я, завтра кто-то другой и, может быть, таких случаев будет поменьше. Сложно иметь особенного ребенка, а когда еще и оскорбляют — это особенно тяжело. У меня на странице в комментариях аквапарк отвечал, что такие правила появились из опроса 99% клиентов, которые к ним ходят. Мол, они не хотят видеть особенных деток. Но после этого уже обычные клиенты начали возмущаться — почему за их счет аквапарк прикрывает свои «косяки»? Пойти в прокуратуру — это был большой шаг. Его спровоцировала та самая фраза — «оставьте ребенка в машине». Это была точка невозврата, и меня бы ничего не остановило. За здорового-то ребенка мать и отец любому голову оторвут. А за особенного?
В аквапарке «XXI век» сначала просили перезвонить после 10:00. Затем, когда в увеселительном заведении официально начался рабочий день, администратор просила перезвонить после 14:00. Впрочем, сказать, что аквапарк вообще никак не отреагировал на происшествие, тоже нельзя — на сайте в разделе цены появилась маленькая ремарка — инвалидам с 7 лет предоставляется скидка в 50% на посещение аквапарка при отсутствии агрессивного поведения. В момент инцидента с астраханской семьей этого уточнения не было. А в сториз на странице сайта в Instagram появился пост: «Уважаемые отдыхающие, перед тем как посещать любое место, у каждого есть свои правила… Читайте их» (орфография и пунктуация сохранены). Директор аквапарка в телефонном разговоре с корреспондентом V1.RU заявил, что через 15 минут к нему приедет телевидение и предложил либо приехать вместе с ними, либо перезвонить в 14:30.
Прокуратура Волгоградской области тем временем начала проверку деятельности аквапарка «XXI век». Свою проверку начала и уполномоченный по правам ребенка в Волгоградской области Нина Болдырева.