Фермеры и ритейлеры предупреждают волгоградцев о возможном резком росте стоимости картофеля. Уже в ближайшие месяцы цена килограмма этого овоща вполне может преодолеть психологически важную отметку в 100 рублей.
По данным официальной статистики, за последнюю неделю сентября цена на картофель выросла на 3,76%, до 35,59 рубля за килограмм. Однако закупочная цена в сетях уже колеблется в районе 40 рублей.
— Зимой вполне возможно, что покупать картошку конечный потребитель будет и по 100 рублей, — прокомментировал представитель одной из популярных торговых сетей Волгограда. — В рознице мы пока держим цены на уровне 31–32 рублей за килограмм, но закупаем ее уже себе в убыток. Разница между розничной и закупочной ценой уже составляет около 10 рублей не в пользу розницы. Основная причина этому — неурожай. Разумеется, те производители, у которых корнеплоды уродились, хотят заработать и закладывают картофель в овощехранилища, чтобы продать зимой его подороже. В данный момент, чтобы узнать справедливую цену картофеля, нужно от его цены отнять всего 5–10 процентов. И это будет справедливая цена.
Фермеры помимо неурожая видят в причинах роста цен на овощи еще один фактор — отсутствие мигрантов, которые бы трудились на уборке урожая.
— Картофель в России делится на три вида. Ранний, который выращивается у нас, в Астрахани, Ростове и Краснодаре. Он высаживается рано, практически в снег, и не хранится. Он нужен для того, чтобы люди весной могли есть молодые свежие овощи, — рассказывает фермер из Городищенского района Аркадий Дудов. — Второй вид — картофель поливной. Его выращивают в нескольких областях, в том числе нашей. Но и сам процесс его выращивания дорогой, и хранить его нужно в особых условиях. Это дорого. Третий вид картофеля — так называемая суходольная. Ей славятся Башкирия, Предуралье, Сибирь и средняя полоса России. Но даже с этой картошкой проблемы. Она получила серьезный температурный удар и выросла очень мелкой. В той же Башкирии она уродилась не крупнее голубиного яйца. Сильно пострадали от засухи фермеры Нижнего Новгорода, Марий Эл. И даже в Свердловской области, где вроде бы были дожди и картофель более-менее уродился, всё равно он испытал температурный шок и не будет долго храниться. Не поможет никакое холодильное оборудование. Поэтому все ринулись в Белоруссию. А там кроме засухи еще и проблемы с тем, что часть колхозников подверглась волнениям на площади и прочим неприятностям. В результате оптовая цена на овощ по сравнению с прошлым годом увеличилась на 140–160%. Это рынок, а он диктует, что при монопольном предложении появятся и монопольные цены. В Волгограде на оптовом рынке предложение картофеля уже давно перевалило за 40 рублей. И картошки волгоградской, которая бы могла храниться в обыкновенном погребе, практически нет. Лежит или поливная, или мелкая, которую никто брать не будет. Поэтому я предполагаю, что спрос в разы превысит предложение и цена килограмма картофеля в 100 рублей — вполне реальная.
Сюда же стоит приплюсовать и расходы на уборку. Если до пандемии у нас на полях работали примерно 42 тысячи мигрантов, то сейчас их приходится компенсировать местными. Ко мне, например, люди ездят из Фролово и Иловли. Если три года назад за мешок овощей человек получал 30–40 рублей, то сейчас мы платим 120–150 и будем вынуждены еще повышать тарифы. Потому что всё то, что мы не успеем убрать до морозов, будет уничтожено.