Архитекторы центра компетенций «ВЯЗ» представили в общественной палате Волгограда концепцию благоустройства улицы Мира. По заверению администрации Волгограда, в ее основу легли данные, полученные в ходе встреч с жителями домов первой восстановленной после войны улицы Сталинграда. Сроки реализации концепции пока не называются, однако члены Общественной палаты Волгограда заявляют, что здесь не стоит привязываться к какой-то конкретной дате, чтобы сделать всё действительно качественно. Собрали в карточках — что же получится в итоге на улице Мира.
- С чего всё начиналось
- Что презентовали сегодня?
- Что предлагается сделать с коммуникациями?
- А что с дорогами?
- Что сделают с фасадами?
- Говорят, на улице появится много зелени?
- Уже известно, что планируется делать с дворами?
- Что еще просят жители?
- Сколько времени может пройти от концепции до реализации?
- К чему пришли по итогам сегодняшнего обсуждения?
- А что думает общественность?
С чего всё начиналось
Одно из первых обсуждений будущего проекта реформирования улицы прошло в конце августа в общественной палате Волгограда. При этом идеи о том, что можно сделать с улицей Мира, предлагались уже неоднократно. Например, губернатор Андрей Бочаров не раз заявлял, что хочет ее сделать полностью пешеходной. К счастью, от губернаторской идеи наконец отказались, поняв, что альтернативных проездов нет и разгрузить центр от неминуемого затора не удастся.
Позже главный архитектор центра компетенций «ВЯЗ» Дмитрий Селивохин немного приоткрыл завесу тайны над тем, что хотят сделать на улице Мира.
— Какова общая канва благоустройства улицы Мира? Приоритет отдается пешеходам, — рассказал господин Селивохин. — Полностью пешеходной улица стать не может, потому что это одна из центровых улиц с точки зрения движения и плотно вплетена в ткань города. Однако сейчас прорабатываются разные сценарии реконструкции проезжей части. Возможно, она будет сужена с четырех до двух полос. Возможно, станет односторонней: движение предполагается от Комсомольской в сторону планетария и от Комсомольской в сторону Краснознаменской. Таким образом получим расширение пешеходной зоны. Транспорту хуже не становится, а освободившиеся крайние полосы будут отданы либо под газоны, либо под карманы для параллельной парковки.
Также планируется сохранение любых следов культурного наследия, которые удастся найти. Это не только памятники, но и мемориальные таблички. Всё это будет приводиться в порядок. Фасады домов, которые тоже трактуются как музейные объекты, особенно выходящие на улицу Мира, а не во дворы, предполагается также привести в первоначальный облик.
— Что же касается кондиционеров, то объективно вовсе убрать их мы не сможем, поэтому намерены предложить несколько вариантов их размещения, — говорил Дмитрий Селивохин, — их предполагается переносить на внутридворовые фасады или же в скрытые места. Сейчас на эту тему ведутся дискуссии и параллельно проводятся юридические консультации. Мы же не можем предлагать людям то, что им придется делать за свой счет. Соответственно, необходимо найти компромисс между проектировщиками, администрацией и жителями, чтобы найти оптимальные решения и разработать концепцию благоустройства с учетом всех мнений и пожеланий.
Что презентовали сегодня?
— Мы разрабатываем концепцию реконструкции первой восстановленной в Сталинграде послевоенной улицы, — рассказал заместитель директора «ВЯЗа» Всеволод Петров. — Одновременно решаем целый ряд проблем и задач, сложившихся на этой территории. Концепция состоит из трех частей: благоустройства самой улицы Мира, дворов и восстановления исторического облика фасадов. В рамках законодательства и с учетом мнения жителей мы должны найти компромисс — как это сделать качественно, удобно и комфортно. Сегодня мы представили нашу концепцию для обсуждения, объяснили, что мы закладываем в ее основу, выслушали пожелания и предложения, рассказали, что изучили, что нашли, как решаются проблемы, которые выявлены на улице Мира. Главное для нас — сделать эту реконструкцию удобной для всех и не закрывать в леса сразу всю улицу.
Что предлагается сделать с коммуникациями?
По словам архитекторов «ВЯЗа», мэрия уже нашла все коммуникации на улице Мира, знают, что там нужно ремонтировать и сколько это займет по времени. Например, нужно будет решить вопрос со старой троллейбусной линией, которая от Комсомольской шла через улицу Мира, поворачивала на Симбирцева и выходила на проспект Ленина. Сейчас там остались мощные опоры контактной сети. Они не используются и их нужно убирать.
— Этапы реконструкции улицы Мира — это сложный вопрос, — продолжает Всеволод Петров. — Это целый комплекс мероприятий: сети, благоустройство покрытия, устройство поливочного водовода, ремонт фасадов, организация въездов, выездов, парковок. Всё это будет прописано в рабочем проекте, в разделах «Проект организации строительства», «Проект производства работ».
А что с дорогами?
Покрытие улицы Мира будет ремонтироваться. Что касается схемы организации дорожного движения — пока предполагается, что на улице будет организована нормальная система парковочных мест, однако этот вопрос еще просчитывается.
— Вопрос организации дорожного движения — можно ли там сделать двухполосную дорогу, организовать одностороннее движение — должен просчитываться и прорабатываться не только нами, но и городскими дорожниками, — объясняет архитектор Петров. — Нужно понять, возможно ли это в принципе, поскольку рядом Вторая Продольная, и улица Мира — достаточно крупная транспортная артерия, где тоже есть загрузка в часы пик. Нужно придумать что-то, чтобы учесть мнение жителей, которые хотят парковочные места, но при этом не забывать, что улица Мира — это памятник градостроительства. Есть мнение, что парковки, транзитный проезд через нее перестают делать улицу исторической. Но при этом она в структуре города, по ней идет транспорт. Это тоже нельзя сбрасывать со счетов. Так что пока ищем возможности, как соединить в один клубок четыре, казалось бы, несочетаемые вещи — движение транспорта по улице Мира, сохранение градостроительного облика, удобство и комфорт жителей, прокладку туристических маршрутов.
Что сделают с фасадами?
Архитекторы «ВЯЗа» проводили встречи с представителями малого бизнеса на улице Мира, общались с владельцами магазинов, кафе, книжных магазинов, представителями библиотеки имени Горького — все поддерживают реконструкцию и единый градостроительный стиль улицы Мира. Что касается кондиционеров, то здесь даже концептуальное решение пока не принято.
— Во всём мире есть тенденция, что в исторических центрах городов сплит-системы заменяются, переносятся с фасадов, — пояснил Всеволод Петров. — Сейчас просчитывается экономика, как и за чей счет это будет делаться. По нашему действующему законодательству, на объектах культурного наследия нельзя устанавливать кондиционеры, нельзя стеклить балконы. Но все мы люди, этот вопрос прорабатывается, и решение его будет тогда, когда станет понятна экономика вопроса. Плюс к этому не будем забывать, что у всех зданий на улице Мира есть охранные обязательства — как они должны выглядеть.
Говорят, на улице появится много зелени?
Согласно предлагаемой концепции, озеленение улицы Мира увеличивается на 28%. В первую очередь, за счет упорядочения размещения зеленых насаждений. Архитекторы проанализировали, где на улице Мира ходят люди, а где нет. Свободные места будут максимально озеленять, причем по возможности сразу крупномерными деревьями, которые уже могут давать тень.
— На широких тротуарах, например как у главпочтамта, есть возможность обустроить на тротуаре дополнительные зеленые аллеи, — рассказывает архитектор. — На них расположить лавочки, информационные стенды с улицами.
Еще одна фишка улицы — три курдонера — искусственных заглубления, образованных зданиями. Один находится рядом с фонтаном влюбленных, второй — у дома по Мира, 20, третий — между домами по улице Мира, 24 и 26. Кроме того, к улице примыкают сквер Симбирцева и Сурский сквер. Там тоже архитекторы планируют высадить новые деревья и кустарники.
Уже известно, что планируется делать с дворами?
— Мы сами для себя посчитали площади всех дворов, прикидывали количество парковочных мест, детских площадок, — рассказывает заместитель директора «ВЯЗа». — В качестве пилотного проекта взяли двор по улице Мира, 13 — самый сложный, но в то же время самый интересный. Там и фонтан, и мастерская заслуженного художника России Петра Чаплыгина… Но при этом там нет детских площадок. Мы хотим сохранить структуру этого двора, прикидываем, что с ним можно сделать, а параллельно просчитываем экономику. Сколько нужно потратить на прокладку сетей, обустройство поливочного водовода, установку освещения. Не забываем про парковочные места и пожелания жителей.
Стоит добавить, что пожелания жителей не всегда коррелируют с их возможностями. Например, в одном из дворов жители захотели восстановить фонтан, однако когда узнали, что содержать его придется за свой собственный счет, желание иметь фонтан резко пропало.
Что еще просят жители?
Архитекторы «ВЯЗа» уверяют — они никому не отказывают в просьбах рассказать, что хотят сделать с улицей Мира.
— С точки зрения жителей, самая большая проблема улицы Мира — это барьерная среда, — размышляет Всеволод Петров. — Если гуляешь с ребенком, то коляску нужно постоянно поднимать и опускать, по улице Мира ездят машины, а из-за припаркованного транспорта не видно, есть ли кто за машиной. Планируем решить этот вопрос. Много просьб касается озеленения. Люди с ограниченными возможностями просили предусмотреть поручни и переходы в сквере Симбирцева — сделали. Были обращения и по дислокации дорожных знаков, и по пешеходным переходам, даже с указанием конкретного места на карте. Всё это нами учитывается. Людям ведь виднее, где им удобно ходить.
Сколько времени может пройти от концепции до реализации?
Концепция пока еще даже не принята. В любом случае она будет дорабатываться и прорабатываться. Будут совещания, встречи, публичные слушания, дебаты на градостроительном совете. Над концепцией улицы Мира работает очень много людей — и общественная палата Волгограда, и все департаменты администрации города, и комитет государственной охраны объектов культурного наследия. По мнению архитекторов, получилась великолепная связка. Все работают, все увлечены, все ищут проблемные моменты и их решения, чтобы концепция переросла в реализацию и чтобы визитная карточка города — улица Мира — стала еще лучше.
К чему пришли по итогам сегодняшнего обсуждения?
Был сформирован целый ряд задач, которые необходимо проработать в ближайшее время. Они касаются инженерных сетей, организации дорожного движения, фасадов. Необходимо также определиться со стоимостью проекта и источниками финансирования.
Предполагается, что для реконструкции улицы Мира, возможно, будет разработана какая-то своя, специальная программа по финансированию. Не исключено, что этот проект может войти в одну из уже существующих федеральных программ.
— Это первый комплексный проект, где задействованы все, — резюмировал Всеволод Петров. — В конечном итоге и жители города, и его гости будут ходить по современной улице, но при этом понимать, что это первая послевоенная улица-памятник, начинающаяся детско-юношеским центром и заканчивающаяся планетарием, имеющая уникальные архитектурные ансамбли, главпочтамт, например, имеющая свои смыслы, сценарии, мифологию. Это была улица для жизни, которая превратилась в городское пространство и достопримечательность.
А что думает общественность?
Председатель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Валерий Котельников позитивно и лаконично оценил прошедшее в Общественной палате обсуждение концепции реконструкции улицы Мира:
— Пока идет всё нормально, — считает господин Котельников. — Сегодня были споры по поводу кондиционеров, застекленных балконов, но думаю, что мы придем к общему мнению — на главных фасадах этого ничего быть не должно.
Член Общественной палаты Волгоградской области, медиамагнат Вячеслав Черепахин настаивает на том, что главное при реконструкции улицы Мира — не открытие ее к конкретной дате, а качество выполненных работ. Свою точку зрения он опубликовал на своей странице в Facebook.
— Сегодня прошло очередное заседание рабочей группы по реконструкции улицы Мира во главе с председателем городской Общественной палаты Евгением Князевым с участием мэра Волгограда Владимира Марченко, — пишет господин Черепахин. — Обсуждалась концепция «ВЯЗа», предполагающая новую транспортную схему с двумя участками одностороннего движения — спуск с Комсомольского моста направо к Краснознаменской и от Комсомольской в сторону планетария. Также концепция предполагает расширение тротуаров, увеличение озеленения на 28%, восстановление благоустройства прилегающих дворов, создание общественных территорий и так далее. Изначально было желание реализовать реконструкцию всей улицы на 80-летие Победы в Сталинградской битве. Но по ходу работы над проблемами (сплиты на фасаде, остекление балконов, коммуникации, входные группы и так далее) становится понятно, что они довольно масштабные и трудозатратные. И решить их надо, максимально учитывая интересы жителей. Поэтому, я думаю, не стоит торопиться всё исполнить вполукривь к красивой дате, а постараться сделать пусть позже, но хорошо. Так, чтобы Мира стала живой, красивой улицей и примером для будущих реконструкций других улиц.