В Волгограде заявлено об очередном объекте, который в ближайшее время подвергнется тотальному благоустройству и реконструкции. На этот раз решено реформировать и оптимизировать улицу Мира — первую улицу, восстановленную после окончания Сталинградской битвы и ставшую одной из визитных карточек города. Часть из предложенных изменений коснется только самих жителей улицы. Часть — всех волгоградцев и гостей города.
Напомним, одно из первых обсуждений будущего проекта реформирования улицы прошло в конце августа в общественной палате Волгограда. При этом, идеи о том, что можно сделать с улицей Мира, предлагались уже неоднократно. Например, губернатор Андрей Бочаров не раз заявлял, что хочет ее сделать полностью пешеходной. К счастью, от губернаторской идеи наконец отказались, поняв, что альтернативных проездов нет и разгрузить центр от неминуемого затора не удастся.
Первая попытка переделать улицу Мира была предпринята в 2015 году. Под уверения чиновников о глобальном преображении на ней уложили новый асфальт и газон, вырубили сирень и высадили новые деревья. Впрочем, уже через считаные недели после завершения реконструкции, новый асфальт обкатали танками. Участвовавшие в параде многотонные машины в буквальном смысле слова раскрошили свежеуложенный асфальт гусеницами. Теперь предполагается, что за улицу Мира возьмутся еще серьезнее и переделают подчистую — от подземных коммуникаций до балконов.
— Прежде чем подступиться к благоустройству, нужно понять, что находится под улицей, — заявлял архитектор Михаил Норкин. — Что представляют из себя инженерные сети под улицей Мира, ждать ли нам порывов тепломагистрали, требуют ли они к себе какого-то внимания. Этот вопрос нужно решать уже на стадии проектирования. Второй момент, не менее важный, — это приведение в единый надлежащий задуманный изначально вид фасадов зданий. При этом нужно соблюсти интересы людей, поскольку бездушно и аморально лишать людей возможности повесить кондиционер. Далее понятно, что надо проводить большую работу по ремонту фасадов, окраске, восстановлению декора, который там есть. Опять же, есть серьезная проблема с информационными носителями рекламы. Но самый серьезный момент — само благоустройство: выкладка тротуарного покрытия, определение дендросостава зеленых насаждений и предложения по дворовым территориям.
Вопрос с финансированием реконструкции, по словам заместителя председателя комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда Станислава Самойленко, уже решен. Этим планирует заниматься губернатор, а от города нужно понимание, о каких суммах идет речь:
— Мы должны выполнить планировку территории, сделать два-три пилотных фасада, понять, как они будут выглядеть после реставрации, и понять, сколько это будет стоить, — считает господин Самойленко. — Нужно собрать максимально полную информацию по этой улице и уже на этом основании принимать решения. Кого-то штрафовать, с кем-то договариваться. Те же сплит-системы. Это очень непростой вопрос. Появление их на фасаде нарушает облик объектов культурного наследия, и это внедрение нужно минимизировать. Есть решение перевесить их на внутренние фасады, но это потребует очень серьезных вложений. Давайте рассмотрим все варианты, ибо во главе должен быть приоритет по сохранению объектов культурного наследия. К тому же кондиционеры относятся к общедомовому имуществу, и на их размещение нужно согласие собственников дома.
Уже обещается, что «комплексное благоустройство общественного пространства» затронет всю улицу на протяжении почти полутора километров. Архитекторы муниципального «ВЯЗа» предложили параллельно сделать и дворы жилых домов, разрабатывая отдельный дизайн-проект для каждой придомовой территории. Заодно под реформу попадет и прилегающий к улице Мира сквер имени Симбирцева.
«Это одна из центровых улиц с точки зрения движения и плотно вплетена в ткань города»
Главный архитектор центра урбанизма «ВЯЗ» Дмитрий Селивохин уточняет, что пока речь идет только о примерном представлении, но никак не об уже состоявшихся проектных решениях:
— Какова общая канва благоустройства улицы Мира? Приоритет отдается пешеходам, — рассказал господин Селивохин. — Полностью пешеходной улица стать не может, потому что это одна из центровых улиц с точки зрения движения и плотно вплетена в ткань города. Однако сейчас прорабатываются разные сценарии реконструкции проезжей части. Возможно, она будет сужена с четырех до двух полос. Возможно, станет односторонней: движение предполагается от Комсомольской в сторону планетария и от Комсомольской в сторону Краснознаменской. Таким образом получим расширение пешеходной зоны. Транспорту хуже не становится, а освободившиеся крайние полосы будут отданы либо под газоны, либо под карманы для параллельной парковки.
По словам Дмитрия Селивохина, на улице Мира также предполагается максимально увеличить количество зеленых насаждений, но сделать это не в ущерб пешеходному пространству.
— Также планируется сохранение любых следов культурного наследия, которые удастся найти, — продолжает архитектор. — Это не только памятники, но и мемориальные таблички. Всё это будет приводиться в порядок. Фасады домов, которые тоже трактуются как музейные объекты, особенно выходящие на улицу Мира, а не во дворы, предполагается также привести в первоначальный облик.
Одной из важных проблем, решать которую давно уже необходимо, по словам Дмитрия Селивохина — визуальный шум. Это многочисленные разномастные витрины и входные группы магазинов на первых этажах домов, своевольно застекленные балконы и сотни внешних блоков сплит-систем. В рамках проекта будет представлен дизайн-код, апеллирующий к 50-м годам прошлого века, когда улица Мира была построена, и регламентирующий правила размещения вывесок на улице.
— Что же касается кондиционеров, то, объективно, вовсе убрать их мы не сможем, поэтому намерены предложить несколько вариантов их размещения, — говорит Дмитрий Селивохин, — их предполагается переносить на внутридворовые фасады или же в скрытые места. Сейчас на эту тему ведутся дискуссии и параллельно проводятся юридические консультации. Мы же не можем предлагать людям то, что им придется делать за свой счет. Соответственно необходимо найти компромисс между проектировщиками, администрацией и жителями, чтобы найти оптимальные решения и разработать концепцию благоустройства с учетом всех мнений и пожеланий.