
Слухи о том, что в Волгограде до сих пор сохранились и скрыты за завесой тайны многочисленные бункеры и подземные сооружения времен Сталинградской битвы будоражат воображение историков, краеведов и любопытных горожан самого разного возраста. Поиск командного пункта, где зимой 1943 года располагался штаб 6-й армии немецко-фашистских захватчиков и фельдмаршала Паулюса, начался на территории современного аэропорта Волгограда.
Сведения о подземных убежищах, где находили временный приют командующие и советских, и немецко-фашистских армий, в основном встречаются лишь в мемуарах. Вот так вспоминает об убежище Паулюса в районе Гумрака его адъютант Вильгельм Адам.
— Немногие убежища штаба армии были расположены в открытой степи, наполовину над землей, наполовину под землей. Ни одного дерева, ни одного куста, которые служили бы прикрытием, — вспоминал в мемуарах зиму 1943 года Вильгельм Адам, — Стоянка всех машин находилась на расстоянии нескольких сот метров. Обер-лейтенант Циммерман рассказал мне, что здесь раньше был командный пункт 295-й пехотной дивизии. Вокруг были расположены другие бункера, вдоль и поперек соединенные дорогами для транспорта и тропинками. Найду ли я дорогу в этом лабиринте?


В многочисленных легендах и неофициальных обсуждениях поисковиков есть только примерные координаты, где мог располагаться командный пункт фельдмаршала: как возле забора, отделяющего аэропорт от Гумрака, так и почти в торце старой взлетно-посадочной полосы 29.

Что-то похожее на бункер обнаруживается ближе к забору, ограждающему территорию аэропорта от посторонних, но не способного, как выяснилось, противостоять идущей на таран бронированной боевой технике. Следов масштабных строений не видно, но то, что фельдмаршалу здесь было тесно и неуютно, признавали в конце 1942 года даже сотрудники его штаба.
— Здесь вы никак не сможете жить, господин полковник. Мы вдвоем с трудом помещаемся в норе размером в три квадратных метра, — писал Вильгельм Адам. — На маленьких столиках нельзя даже поставить пишущую машинку. Не может быть и речи о настоящей работе. Мы вынуждены открывать дверь, иначе ничего не видно, но тогда от холода коченеют и совсем не сгибаются пальцы.

Условия для жизни и работы в бункерах Гумрака Вильгельм Адам, участвовавший и в Первой и во Второй мировых войнах, вспоминал без всякого пиетета.
— Вдоль длинной стены были установлены деревянные нары, одна над другой, на них лежало несколько одеял. Еще одну кровать здесь нельзя было поставить. Земляной пол промерз. Когда я зажег сигарету, при свете спички засверкали на стенах кристаллики льда. Нет, в этой норе действительно не могли поселиться три человека. Нам нужно было другое убежище. С этим согласился и генерал Шмидт, когда я ему всё наглядно описал. Я должен был временно поселиться в бункере генерала Паулюса; для моих сотрудников освободили небольшое помещение в убежище оперативного отдела.

Сейчас, спустя 79 лет, на территории аэропорта еще видны остатки земляных сооружений. Так, на том месте, где на онлайн-картах уже много лет подписывают ориентир «бункер Паулюса», заметно поднимается П-образный бруствер высотой около метра. Вдоль него — яма меняющейся глубины, из которой торчит кусок какой-то трубы. На дне валяются многочисленные остатки проржавевшего металла, скорее всего, уже послевоенного происхождения.

Уже 24 января 1943 года командный пункт в Гумраке был покинут. Советские войска были уже очень близко. До полного разгрома 6-й армии оставалось девять дней. А Фридриха Паулюса уже ждали подвалы центрального универмага.
— К середине января котел значительно сузился. Командный пункт армии у Гумрака находился под непосредственной угрозой. К тому же на занятые нами блиндажи претендовали штабы и войска, которые вели бои, — писал Вильгельм Адам, — Поэтому 16 января утром штаб армии переместился в «Гартманнштадт» (сеть блиндажей в крутом овраге у поселка Царицыно. — Прим. ред.).

Заведующий отделом экспозиционно-выставочной работы музея-заповедника «Сталинградская битва» Светлана Аргасцева уточнила, что в Гумраке у Фридриха Паулюса был не подземный бункер, серьезное фортификационное сооружение со штольнями и кабинетами, а полевой командный пункт.

— Если посмотреть карту, около большой территории аэропорта есть треугольник железной дороги, — рассказала Светлана Аргасцева. — Внутри этого треугольника есть небольшое падение рельефа, и там хорошо видны два или три провала блиндажа. А на месте действующего аэропорта был аэродром. Да, фельдмаршал в этом месте был. Когда 23 ноября окружили немцев, Фридрих Паулюс был вне кольца, в станице Голубинской, а советские войска соединились в районе Калача-на-Дону. Фельдмаршал разрабатывал операцию по прорыву окружения изнутри и извне. Советские войска были по численности примерно равны окруженным немцам. Но из Берлина Паулюсу пришла телеграмма, в которой ему было предписано перелететь внутрь кольца, и командовать армией оттуда. Помощь извне ему также обещали. И тогда он перелетел в район Гумрака.

По словам Светланы Аргасцевой, за время Сталинградской битвы в захваченном немцами Гумраке немцы сделали даже бетонную взлетно-посадочную полосу. Плиты откуда-то привозили самолетами и на месте собирали. На эту бетонку приземлился и самолет с Паулюсом. Это был его первый полевой командный пункт. Потом он несколько раз переезжал, пока 26 января не оказался в подвале универмага, а затем — в плену.
Что же касается найденного сооружения в земле, то, скорее всего, оно было одним из многочисленных капониров для укрытия техники.

— На территории аэродрома стояли зенитные полки, которые защищали аэродром и командный пункт Паулюса, — продолжает историк. — На аэродром доставляли людские резервы, боеприпасы, там же были небольшие склады, недалеко — поселение летчиков. Да и сам Гумрак, с учетом того, что там была еще и железная дорога, был неким сортировочным пунктом для захваченных в плен русских людей. Кто покрепче — уезжал в Германию, кто был более ослабленным — оставался работать в Сталинграде. Детей отправляли в лагеря, в Белую Калитву. Так что места в Гумраке весьма интересные.
Известный волгоградский поисковик и краевед Геннадий Слива уверен, что ни о каком бункере Паулюса в районе аэропорта говорить не приходится. Немцы, по его мнению, просто не успевали строить серьезные инженерные сооружения под Сталинградом.

— Паулюс сразу из Голубинской переехал в город, — считает краевед. — Зачем ему в Гумраке сидеть? А если и был, то часа два от силы. Не думаю, что немцы прям копали какие-то бункеры под командные пункты. Всё, что копалось — копалось руками военнопленных и саперов — размером 3 х 4 метра или 5 х 6. Бункеров или каких-то супероборонительных сооружений у немцев здесь никогда не было. Все бункеры в Волгограде — оборонительные сооружения Красной Армии. Бункер Чуйкова, бункер Еременко, бункер Родимцева, якобы существующий бункер под Городище — всё это советское. Немцы постоянно переезжали туда-сюда и не успевали копать какие-то большие сооружения. Хотя вполне возможно, что-то и было, какое-то аэродромное сооружение. Но не специально для Паулюса. Он мог занять какое-то помещение, побывав там недолгое время. Может быть, несколько дней. Но это не повод называть это помещение бункером. Так же можно назвать бункером Паулюса любую яму.