Ученые и рабочие, солдаты и матери, пионеры и спортсмены — во времена СССР Волгоград, как любой крупный город, мог похвастаться мозаичными панно, украшающими жилые дома, заводы и культурные учреждения. Прошли годы, советская риторика забылась, а работы талантливых художников теперь воспринимаются как чистое искусство, культурный пласт, который может рассказать много интересного о прошлом страны.
Искусство с тысячелетней историей оказалось весьма популярно в советском государстве. Подобно итальянской мозаике, повествующей о жизни Римской империи, советские мозаичные панно воспевали идеи коммунизма: военный и трудовой подвиг, торжество науки и здорового образа жизни, мирную жизнь на Земле и покорение космоса. После распада СССР часть мозаичных панно была целенаправленно уничтожена в попытке стереть любые напоминания о советском строе. Другие работы остались без внимания, постепенно разрушаясь и теряя былой блеск. И все-таки сохранились в Волгограде по-настоящему впечатляющие работы, которыми еще может успеть восхититься поколение, не знающее точной расшифровки аббревиатуры СССР.
«Завод-солдат» и «Завод-труженик» на Тракторном заводе
Два больших (15,5х11 метров) мозаичных панно из смальты украшают ризалиты здания заводоуправления Волгоградского тракторного завода. Автор этих работ — Павел Шардаков, художник-реалист, монументалист, много лет живший и работавший в Волгограде.
Панно для ВГТЗ создавались Павлом Шардаковым и архитектором Борисом Геккером на протяжении семи лет — с 1973 по 1980 год. Перед авторами стояла важнейшая задача — отразить в своей работе значимость завода-гиганта, выстоявшего в Сталинградской битве и ставшего символом победы в ней. Композиция панно не перегружена мелкими деталями — мозаики должны были восприниматься даже теми, кто просто проезжает мимо.
Не всем известная деталь: на панно «Завод-солдат» Шардаков изобразил свою мать, с которой у него были очень теплые отношения.
В 2020 году оба мозаичных панно на ризалитах заводоуправления ВГТЗ признаны выявленными объектами культурного наследия. Это редкий случай для мозаики: большинство подобных работ остается без госохраны и просто медленно разрушается.
«Человек-творец» на «Каустике»
Мозаичное панно на фасаде конференц-зала химкомбината «Каустик» было создано Павлом Шардаковым и архитектором Юрием Коссовичем в период с 1969 по 1973 годы. Размер панно 10х18,8 метра, материал — смальта.
Для Сталинграда это была первая масштабная работа, которая впоследствии задала тон декоративно-монументальному искусству в городе.
К «Человеку-творцу» Шардаков создал более 30 эскизов и в конечном итоге остановился на том, где в центре внимания находятся руки человека и стилизованное изображение атомной энергии. Это и была основная идея работы — человек, расщепивший атомное ядро.
Интересная деталь: годы создания панно и фамилия Шардакова выложены в нижнем углу мозаики. Фамилия и инициалы архитектора Коссовича написаны ниже, на бетоне.
Панно на Дворце культуры «Патриот»
ДК «Патриот» создавался с 1967 по 1987 годы талантливейшими авторами, хорошо известными Волгограду: здание проектировал архитектор Ефим Левитан, а панно на фасаде создал художник-монументалист Юрий Боско.
Это мозаичное панно представляет собой классический образец советского реализма: на нём изображены герои того времени: военный и рабочий, колхозница, космонавт и ученый. Панно до сих пор хорошо сохранилось, в отличие от других, менее «удачливых» работ.
Мозаика на бывшем заводоуправлении «Авроры»
Панно, посвященное строительству социализма, теперь можно увидеть только на фотографиях. В августе 2018 года его замуровали фасадной плиткой. Владелец разместившегося в здании вуза объяснял это желанием сохранить мозаику до лучших времен и невозможностью восстановить утраченные элементы прямо сейчас.
Мозаичное панно в 1975 году создал известный волгоградский художник Глеб Вяткин. На нём изображены крупные фигуры мужчины и женщины, а на втором плане — космонавты, ученые и рабочие. Панно выполнялось методом прямого набора — нужные по размеру кусочки керамики откалывались вручную и прикреплялись сразу на стену. Глебу Вяткину помогали монументалисты из разных городов Союза, работа шла в холодное время года — с октября по декабрь.
— В истории много случаев, когда закрывали памятники, картины, мозаики и фрески. Это даже хорошо. Мозаика будет в сохранности сколько угодно времени, — сетовал тогда Глеб Вяткин. — В Италии более бережно относятся к памятникам. Если там повредить какую-то фреску, то это воспринимается как утрата. В Волгограде теперь монументалисты не нужны.
Сохранившийся «Мир вам» и исчезнувшая
«Роза ветров»
туристического вокзала
Мозаичный рельеф на центральном фасаде турвокзала был создан в 1975 году волгоградским художником-монументалистом, автором многих известных работ Михаилом Пыштой. Такое панно было достаточно необычным решением, к тому же сложным и дорогим в исполнении. Рельефные части будущего панно вырезались из гипсоцементной смеси, а вокруг них выкладывались кусочки мозаики. После окончания сборки панно монтировалось в стену.
Изображенные на панно три женщины в окружении белых лебедей встречали туристов, приехавших в Волгоград на специальных поездах. Одна из них держит в руках лавровую ветвь — символ мира.
Абстрактный мозаичный рельеф «Роза ветров» появился на здании турвокзала в том же 1975 году. Сейчас судьба его неизвестна. Сохранилось даже крайне малое количество фотографий этого панно. Предположительно, оно скрыто фасадом автомойки, но, возможно, уже полностью утрачено.
«Сталинград — город-герой» на улице Коммунистической
Мозаичное панно на торце дома № 21 по улице Коммунистической рядом с туристическим вокзалом также имело целью приветствие туристов. Гости города-героя должны были сразу почувствовать особую атмосферу Волгограда, в который только что приехали.
Панно с героическим смыслом было создано Михаилом Пыштой в 1984 году. Это классическая мозаика без элементов рельефа. На панно изображены солдаты и труженики тыла, мужчины и женщины, символы Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы — георгиевская ленточка, орден Ленина, медаль «За оборону Сталинграда». За своеобразную внешность и «черное лицо» солдата на мозаике в 90-е называли советским Дартом Вейдером.
«Голубь мира» из подземного перехода
Редкий случай, когда произведение искусства не прячут, а, наоборот, возвращают миру. Мозаика волгоградского художника и скульптора Петра Чаплыгина, не один десяток лет скрытая слоями граффити, а потом закрашенная серой краской, осенью 2021 года была наконец очищена и стала доступна взорам всех желающих.
Мозаичное панно в стиле соцреализма создавалось в 1970-е годы. «Голубь мира» — часть масштабного проекта архитектора Вадима Масляева, связанного с первой восстановленной после войны улицей Волгограда — улицей Мира.
Пионеры Театра юного зрителя
Послевоенный ТЮЗ в Волгограде строился долго, причем сначала это должно было быть спортивное сооружение, затем — дворец культуры, но в конечном итоге в 1970 году в новом здании на улице Рабоче-Крестьянской появился детский театр.
На финальном этапе к работе подключился известный волгоградский художник Алексей Бровко — он создал два мозаичных панно, которые и по сей день украшают фасад ТЮЗа.
На них дети занимаются спортом, музыкой, пионер трубит в горн, повсюду символы мира — голуби. Не обошлось и без театральной символики — маски, занавеса и печального Пьеро, словно чувствовавшего, что Страны Советов и пионерии больше не будет.
Корова молокозавода № 1 и селедка из рыбного
Совсем недалеко от мозаик Театра юного зрителя можно найти еще одну — портрет задумчивой коровы на здании неработающего уже молочного завода № 1.
Кроме коровы, на панно изображена тара советских времен, незнакомая молодому поколению: стеклянные бутылки с крышками из фольги и треугольный пакетик.
Впрочем, подобные мозаики можно еще встретить в разных местах. Например, изображение селедки-иваси всё еще остается на стене бывшего рыбного на проспекте Ленина.
Мозаики на заводе тракторных деталей и нормалей
Единственным местом в Волгограде, где сохранились мозаичные панно работы талантливого волгоградского художника Петра Зверховского, стало здание бывшего метизного завода на проспекте Ленина.
Заказ на два панно Зверховский получил от руководства завода, они были изготовлены в 1975 году. Как говорил сам автор, сюжет их предельно прост: на панно можно увидеть работников завода в спецодежде, с инструментом и за станками.
Метизный завод закрылся в 2014 году и сейчас практически снесен. В отличие от мозаичных панно, чудом пока сохранившихся.
Как сказал когда-то давно Владимир Ленин: «Искусство принадлежит народу». В случае с мозаиками это верно лишь частично: пока видеть их может любой желающий, а вот сохранить или восстановить — далеко не каждый. Возмутиться их исчезновением или разрушением — в большинстве случаев возможно, но в Волгограде бесполезно.