Безработный треш-стример из Волгограда с шестью классами образования Павел Прокудин во время прямого эфира избил маму и бабушку. Зрители возмутились и сообщили в полицию. Сейчас он арестован на десять суток, но потом выйдет и вновь продолжит зарабатывать на своих эфирах. Почему такое поведение стало популярным, запретно-модным и при этом еще и оплачиваемым, разбирался корреспондент V1.RU.
«Помогите, он ее убивает»
Павел Прокудин — 27-летний житель окраины Красноармейского района Волгограда. Как стало известно V1.RU, за спиной у Павла всего шесть классов школы. Якобы еще в 2005 году, когда мальчику было всего 11 лет, его мама уехала в Москву, оставив сына на бабушку.
По словам самого Павла, учиться он не хотел. Однако на учете в ПДН Павел не состоял, в армии также не служил, а полного среднего и высшего образования у молодого человека, как понимаете, и близко нет. Ранее Павел пытался устроиться на работу в call-центр. У него это получилось, но зарплата в 14 000 показалась слишком маленькой, и он уволился. Претензий от полиции тоже было немного — единственное, летом прошлого года ему выписали штраф за распитие спиртных напитков на остановке. В итоге молодой человек решил зарабатывать, снимая видео и стримы в соцсетях. Но вот направление, которое он избрал, оказалось приемлемо не всем.
Поздним вечером 9 марта прошлого года в редакцию V1.RU дозвонились с Урала, рассказав, что стали зрителями жуткого прямого эфира в социальной сети «Друг вокруг».
— Смотрела сейчас эфир в приложении. Там один неадекват бьет свою бабушку, не знаю, как в полицию позвонить, и адреса, к сожалению. Может, вы поможете? — рассказывала читательница Ангелина.
Девушка прислала видео, на котором молодой человек, предположительно, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения громко и нечленораздельно кричит. На видео Павел бродил по комнате, бил дверь и выходил в коридор, подпевая песне. За кадром был слышен женский голос, переходящий в дикий крик избиваемого пожилого человека. Вот это видео:
Видеоролик увидел и главный врач волгоградской скорой помощи Олег Ярыгин, сразу после этого написавший заявление на имя начальника УМВД по Волгограду Дмитрия Возжаева.
— Меня, как и многих жителей нашего города, поразило видео, на котором (предположительно) молодой человек во время стрима избивает свою пожилую бабушку (за кадром) и хвалится этим перед зрителями, — писал Олег Ярыгин. — Истошные крики пожилой женщины напоминают сцены из фильма ужасов, где изверги пытают людей: мурашки бегут по телу и хочется немедленно отключить звук. В рамках своих полномочий направил руководителю МВД Волгограда письмо с просьбой о проведении проверки по данному факту. Искренне надеюсь, что это лишь постановка и очень неудачная шутка. Мне кажется, такие публикации вообще недопустимы. Это за гранью человеческого понимания. А уж правда это или неправда, пусть разбираются правоохранительные органы. Профилактике подобного поведения, на мой взгляд, помогло бы правильное воспитание в семье, в школе, положительные примеры в обществе, больше позитива показывать на телевидении, в интернете, в котором дети сидят. А это всё плохие примеры для детей. Это же общедоступный контент.
Но дальше полицейской проверки семьи дело не зашло. Бабушка заявила правоохранителям, что ее никто не бил и в помощи она не нуждается. А сам Павел Прокудин рассказал корреспондентам V1.RU, что подобные вечера в их семье бывают часто, но никто от этого якобы не страдает. Это, по словам Павла, их привычный уклад жизни.
— Нет, конечно, бабушку я не бил. Бывает, что мы ругаемся из-за того, что я музыку громко слушаю. Она начинает на меня орать, я ей в ответ могу сказать: «Заткнись, замолчи!» Она ко мне там лезет, я ее начинаю отпихивать. Бывает такое. Тут она просто попыталась дверь открыть, я ее оттолкнул, чтобы она сюда не заходила. Поэтому и подумали, что я ее бью. Полицейские приезжали, но, конечно, никто не стал писать заявления. Бабушка ведь меня любит, зачем?
Павел не скрывал, что прямые эфиры для него не только способ развлечься, но и источник заработка.
— Я танцую, пою, а мне за это денежку платят. Я не треш-стример, просто я на видео музыку слушаю, пою, бывает, конечно, когда напиваюсь, я себя немного не контролирую, — рассказал Павел корреспонденту V1.RU. — У меня там около трех тысяч подписчиков. Точнее, у меня было три тысячи. Но аккаунт заблокировали, потому что материться и похабно себя вести там нельзя.
«Она меня никогда не любила, ненавидела, я всегда сидел голодный»
После блокировки в «Друг вокруг» о Павле не было особо слышно. Но оказалось, что попыток добиться популярности в соцсетях он не оставил и перешел на TikTok. На сохранившихся записях в профиле 27-летнего Павла он просто танцует, кривляется и улыбается. Вроде бы никаких драк и жестокости. Но один из роликов, опубликованных всего два дня назад, набрал 1,2 миллиона просмотров и почти 43 тысячи лайков.
В последние дни января в Сети появилась запись, на которой Павел Прокудин слушает музыку и поет. Затем в квартиру входит его мама. Якобы она в августе прошлого года вернулась домой из Анапы и начала вновь жить с Павлом и бабушкой. В прямом эфире женщина что-то говорит сыну. Но тот почти сразу отвечает ей нецензурной бранью, после чего с разбега бьет ее ногой в правый бок. Между матерью и сыном завязывается драка.
На шум прибегает бабушка, женщина пытается успокоить дочь и внука, но безуспешно.
Под матерные крики женщин потасовка продолжилась. Бабушка Павла начала кричать: «Помогите!» Мать схватила стул и пыталась ударить им тиктокера. В какой-то момент молодой человек поставил эфир на паузу. Через некоторое время треш-блогер вновь вышел в эфир, показал разбитый телевизор и начал жаловаться подписчикам на родственников. В этом же эфире было показано, как он относится к матери.
— Я вырублю TikTok, и сидите тогда. Извини меня, но я хлеб покупаю, колбасу, — высказывал он бабушке. — Я к тебе не подхожу, потому что ты за нее. Зачем ты за мразь заступаешься? Похорони и забудь ее, у меня матери больше нет, у тебя дочери — тоже. Похорони ее и забудь. Сюда она не будет заходить, а если будет, то будет по [морде] получать.
Позднее сам Павел Прокудин вновь оправдывался, рассказывая, что конфликт в эфире якобы произошел из-за матери, а он якобы главный добытчик в семье и зарабатывает на стримах.
— Мама дура, алкашка, она всю жизнь... На моих глазах бухала, при мне, — обильно сопровождал тирады грубой нецензурной бранью тиктокер. — Это всё было на моих глазах всю мою жизнь. Она меня никогда не любила, ненавидела, я всегда сидел голодный. И я в общем зарабатываю на этом, в TikTok в эфире. Потому что образование не дала мне эта мразь, алкашка... 50 тысяч подписчиков у меня. И это... Испортило мне мой эфир... Помимо этого, она разбила мне телевизор, который она не покупала. Буду в суд подавать, чтобы выплачивала она мне за телевизор. И она будет мне выплачивать. А бабку никто не трогал. Ей просто дочку жалко. Она начала заступаться. Ну там, может быть, прилетело ей.
«Я не ожидал, что меня задержат»
3 февраля утром Павла Прокудина задержали. Мама 27-летнего молодого человека обратилась в полицию, а также продемонстрировала синяк, оставленный сыном.
— Сотрудники полиции провели проверку по видеоролику, выложенному в одной из социальных сетей, где молодой человек во время прямого эфира причинил телесные повреждения матери и бабушке, — сообщили в ГУ МВД России по Волгоградской области. — Полицейские опросили женщин и приняли заявление от матери видеоблогера. 3 февраля мужчина был задержан по месту жительства участковым уполномоченным и доставлен в отдел полиции, где на него составлен административный материал по статье «Побои». Судом Красноармейского района Волгограда ему назначено наказание в виде 10 суток административного ареста.
При этом, как стало известно V1.RU, бабушка молодого человека снова отказалась от подачи заявления. По ее словам, мать Павла в тот момент находилась в состоянии опьянения, в то время как сам Павел был трезв. Женщина всячески оправдывала внука, называя его своим помощником.
Мама Павла не явилась в суд, заявив, что достаточно того, что она подала заявление. Связаться с женщиной не удалось — телефон ее был выключен.
Сам Павел правоохранителям рассказал, что не хотел ни с кем драться.
— Я не ожидал, что меня задержат. Тогда, в марте, я просто схватил бабушку за руку, а она начала кричать. Ей не понравилось, что у меня музыка громко играла. В этот раз теперь уже мать начала на меня кричать, что у меня музыка играет. Я хотел сделать тише, взял даже пульт, но... Не сдержался, — рассказал молодой человек.
«Речь не только про поиск внимания и славы, но и о вполне конкретной монетизации от соцсетей»
Сергей Стукалов — digital-директор коммуникационной компании «Михайлов и Партнеры» рассказал, как работает механизм соцсетей и почему подобный контент в разы популярнее позитивного.
— Исследования показывают, что сами соцсети как система алгоритмов и рекомендаций контента способствуют распространению негативного контента. На практике негативный контент из-за алгоритмов получает больше охвата, а соцсеть этот охват монетизирует за счет показа рекламы. Часть пользователей принимает эту ситуацию как возможность проявить себя. Причем речь не только про поиск внимания и славы, но и вполне конкретную монетизацию от соцсетей. Совсем недавно два стримера собрали аудиторию более 500 000 зрителей одновременно, где один блогер публично троллил другого. Из-за особенностей развития последний этого не понимал, — рассказал Сергей. — В итоге доход обоих блогеров за месяц превысил более 25 миллионов рублей.
Сергей при этом уверен, что законы, чтобы регулировать подобный контент в России, существуют и даже действуют.
— За последние годы правоохранители включились в борьбу с блогерами-лихачами, аварии которых уносят реальные жизни. Особое внимание сейчас уделено пропаганде наркотиков (из-за такого конфликта Моргенштерн уехал из России) и публичному осквернению воинских мемориалов и оправдание фашизма. Есть перегибы в этом вопросе, но тут работает принцип маятника: нужно время, чтобы правоприменение стало адекватным и имело возможности для перевоспитания. Давать пять лет реального срока за контент в соцсетях — это перегиб, ломающий людей. В связи с этим важным шагом стало создание девятью крупнейшими IT-компаниями России, среди которых платформы Яндекс и VK, «Альянса по защите детей в цифровой среде», работа которого направлена на создание условий для защиты детей от нежелательного контента.
Заслуженный врач России, психиатр, доцент кафедры неврологии, психиатрии, мануальной медицины и медицинской реабилитации Института НМФО ВолгГМУ Михаил Баканов при этом считает, что в обсуждении подобного поведения нужно разбираться более предметно и подробно, а не делать выводы по одному-двум видео.
— Все, что нестандартно, всегда людей интересовало. Есть определенная категория людей, которая обращает внимание на любую нестандартность. Даже уличная драка: кто-то стремится разнять дерущихся, кто-то заявить об этом, кто-то просто проходит мимо, а кто-то с удовольствием за этим наблюдает, кто-то снимает, — считает Михаил Баканов. — Подобные треш-стримы, возможно, снимают те ребята, которые хоть как-то хотят привлечь к своей личности внимание. Они находят отзыв у определенной категории людей, которым подобные видео кажутся необычными и интересными. У авторов таких видео, возможно, огромное количество комплексов, они не могут себя реализовать в чем-то, что будет интересно массовому зрителю, слушателю. Есть такие люди, которые способны выхватить что-то, граничащее с нормами морали, Уголовного кодекса, и представить это зрителю, чтобы показать, как они овладели этим явлением, вариантом нарушения. Это своеобразная реализация комплексов. Определенная часть общества на подобные видео откликается. Кто-то ставит на подобные видео лайки, кто-то пишет комментарии. Однако по одному или двум сюжетам говорить о том, требуется или нет помощь этому человеку, нельзя.
В одном медик уверен. То, что делает Павел и множество других треш-блогеров в России, — это ненормально.
— Мы можем сказать, что это нарушение, это отхождение от нормы, но вот почему это произошло? — рассуждает Михаил Баканов. — Это результат болезненных проявлений, результат патологического характера или это демонстративные хулиганские поступки? Кто ему нужен? Психиатр или полицейский? Или вообще ни тот, ни другой? Это можно решить только при личном контакте, общении.
По вашему мнению, кто требуется блогеру Павлу Прокудину?