77 лет назад, в феврале 1945 года, Большая тройка — лидеры СССР, Великобритании и США — собрались на Ялтинской конференции, решая проблемы послевоенного переустройства мира. О том, как спустя много лет Волгоград оказался расколот скандалом, связанным с памятником «Большой тройке», вспоминает журналист Михаил Вержба.
Как интересно иногда оглядываться назад и находить в своей жизни или работе какие-то параллели с важными порой историческими событиями. Вот пример.
Как известно, в такие же февральские дни 1945 года (с 4-го по 11-е) главы стран-союзников Сталин, Рузвельт и Черчилль собрались в советской Ялте, чтобы обсудить планы послевоенного устройства мира. Нет-нет, я, конечно, ту конференцию не освещал)), но один эпизод, связанный с ней, был и в моей профессиональной биографии.
Шел 2005 год. Мир отмечал 60-летие того эпохального события. А в России разгорелся… скандал. Шумиха поднялась вокруг идеи Зураба Церетели подарить свою скульптурную группу «Большая тройка» Волгограду.
Сначала, как известно, он пытался преподнести этот дар, отлитый из бронзы, Ялте. Что, в принципе, логично. Ведь мастер изваял союзников после конференции в Ливадийском дворце. Теперь уже трудно установить, кто надоумил Церетели переадресовать дар Волгограду, но автор с восторгом согласился. Местные руководители соблаговолили неожиданный подарок принять и даже место для памятника подыскали в центре города. Но демократически настроенные силы воспротивились возвращению Сталина. Пусть даже в виде скульптуры и в весьма приличной компании.
«Большую тройку» я увидел в кабинете тогдашнего заместителя директора Музея-панорамы «Сталинградская битва» Светланы Аргасцевой. Памятник всё-таки добрался до Волгограда. Правда, уже в малом формате (в масштабе 1:10) — это были миниатюрные гипсовые человечки. Пока автомобиль катил по шоссе, небрежно упакованный подарок здорово пострадал. Сталин оказался сидящим на табуретке, так как спинка и ручка его кресла отвалились в пути. Черчилль лишился своей знаменитой трости.
После реставрации многострадальную «тройку» решили установить в том зале музея, где выставлены самые ценные подарки городу-герою. К примеру, меч британского короля Георга IV, переданный тем же Черчиллем Сталину на Тегеранской конференции в 1943 году. И пока страсти еще не накалились, местные скульпторы и реставраторы в авральном режиме восстановили изрядно потрепанных лидеров прошлого.
Согласны с автором?